Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
*Поля, обязательные для заполнения.
Мы беседуем с Валентиной Ивановной в тесной и шумной аппаратной — именно в той комнате, откуда через компьютеризированный проектор в кинозал идет видеосигнал. Здесь до сих пор стоят и пленочные проекторы, которые верой и правдой служили киноделу тридцать с лишним лет.
«Первым и бессменным директором кинотеатра (до самого его открытия после реконструкции в 2005-м) стала Марина Львовна Карпова — человек удивительного энтузиазма, ума и организаторского таланта, — вспоминает Валентина Ивановна. — Именно она придумывала, а мы все вместе воплощали ее оригинальные творческие задумки. Само открытие получилось запоминающимся: в Сосновый Бор приехали знаменитые актеры Павел Кадочников и Кирилл Лавров. Тогда Марине Карповой был всего 31 год — а всем нам, молодым сотрудникам, она казалась такой взрослой и опытной. Она же придумала зимний сад в фойе, там были пальмы, клетки с птичками и аквариум, а также крохотную эстраду в зале, где выступал настоящий оркестр. Играла живая музыка, настроение у посетителей сразу поднималось.»
— Я знаю, что в те годы здесь выступали многие известные артисты из Ленинграда и Москвы. И даже название планировалось другое...
— Да, первоначально для кинотеатра обсуждалось название «Лазурный», но именно Марина Львовна предложила «Современник». Поскольку Дворца культуры тогда еще не было, в кинотеатре проходили все основные концертные программы: выступления артистов и коллективов, КВНы, творческие вечера для предприятий. Приезжали Эдита Пьеха, Эдуард Хиль, Михаил Боярский, Евгений Леонов, Анатолий Папанов, Майя Кристалинская, популярный «Кабачок 13 стульев», ленинградские оперные театры. Устраивались кинопоказы для школьников, учащихся ПТУ и военнослужащих, сотрудников ЛАЭС, НИТИ и ГОИ. Все сценарии для праздников и вечеров писала сама Марина Карпова.
Действовал в 1970-х и детский кинотеатр «Алые паруса» — одни дети учились заряжать киноленты в аппаратной, другие сидели в кассах и продавали билеты на детские сеансы, другие работали на контроле. Под присмотром взрослых, разумеется. Но многие получили полезные навыки и прикоснулись к нашей профессии.
Да что говорить — в наш репертуар регулярно входили самые последние новинки зарубежного кинематографа, премьерные ленты Московского кинофестиваля. Бывало, приходилось озвучивать фильмы «вживую», по монтажным листам, поскольку средств на приглашение профессиональных переводчиков у кинотеатра не было. Мы вместе с дочерью Марины Львовны Эллой Бельчиковой садились в зале в отдельную кабинку и читали перевод прямо по ходу фильма. Ленты были итальянские, польские, французские.
А какие роскошные киноафиши рисовали наши художники — это же настоящее произведение искусства! Все афиши писались вручную в единственном экземпляре. Наш инженер Альберт Салмин вручную изготовил красивое «звездное небо» за экраном в кинозале. Жаль, что ничего из этого не сохранилось после реконструкции.
1969 год. Открытие кинотеатра. Марина Карпова в окружении знаменитых советских актеров Кирилла Лаврова и Павла Кадочникова
— Приходили на киносеансы первые лица города?
— Конечно! Постоянно бывали руководители города Филатов, Кирпичников, Маркина из горкома КПСС, директора крупнейших городских предприятий. Всем было интересно посмотреть хорошее кино на большом экране. Это ведь было целое событие — поход в кинотеатр с семьей или друзьями. Не было же видеомагнитофонов и компьютеров. Помню, на популярные фильмы лишние билетики люди спрашивали еще у автобусных остановок возле магазина «Сосновый Бор». И ведь действительно очереди в кассу за билетами были сумасшедшие, это была целая история — купить вожделенный билетик! Потому что тогда именно здесь, в нашем кинотеатре, жизнь била ключом.
Октябрь 2000 года. «Современник» закрыт на ремонт. Фото Юрия Шестернина.
— Как выживал кинотеатр в 1990-х годах? Тяжело приходилось?
— Очень тяжело. Люди почти перестали ходить в кино. Видеосалоны перехватили инициативу, появились домашние видеомагнитофоны, да и лишних денег у народа было мало, экономили на продуктах. В 1989-м году Марина Карпова открыла первый у нас видеосалон и ресторан к нему на пр. Героев, где сейчас магазин «Иртыш». Там был общий небольшой кинозал на 30 мест и несколько отдельных кабинок. Очень было популярное место! А позже в здании кинотеатра, на месте нынешнего кафе, в конце 90-х пришлось открыть дискотеку. Выживали как могли...
Панорама с «Современником» была долгое время визитной карточкой города. Фото Александра Ахламова.
— Расскажите о сотрудниках «Современника». Многие из них работают сейчас?
— Из первых остались еще О. Федосеева, А. Линник и Т. Монастырная. В кинотеатре продолжают работать люди с большим стажем — по 28, 15 и 10 лет. Трое сотрудников имеют звание «Почетный кинематографист», двое — «Отличники кинематографии СССР». Мы всегда были одной большой и дружной семьей. Всегда приходили сюда с радостью, без преувеличения кинотеатр был для нас родным домом. И закрывали его на ремонт со слезами на глазах, показывая фильм «Титаник»... А с 2005 года «Современник» начал вторую жизнь.
Именно сегодня, 25 января, у Марины Львовны Карповой — день рождения. Два важных в жизни дня для этого очень неординарного, искрометного человека — всегда были и есть рядом. Это оказалась совместная счастливая творческая судьба — ее и «Современника», а точнее — ее и города, которому повезло иметь в годы своего становления столь яркую насыщенную жизнь с эпицентром, который создавала сильная и боевая женщина.
Два года назад Марина Карпова переехала в Москву, к своему сыну. Но мы точно знаем, что здесь у нее осталось большое количество друзей, которые ее не только помнят, но и любят, уважают, продолжают общаться — и конечно же, передадут и наши поздравления, и этот номер «Маяка». С днем рождения, дорогая Марина Львовна!