Похоже, россияне так и не научились торговать. И сосновоборцы не исключение. Посмотрите, как бабули с типично славянскими носами «картошкой», устроившие «мини-рынок» на ящиках возле овощных киосков, сурово поджав губки, не уступают покупателю ни копейки от назначенной ими цены за хилый пучок петрушки. А рядом в ларьке смуглый золотозубый красавец с улыбкой пообещает вам хорошую скидку. Правда, весы у него настроены так, что во взвешенном килограмме от силы наберется грамм семьсот... Но часто товару честной, но неуступчивой старушки мы предпочитаем покупку у хитрого южного гостя.
Взвесить по-русски
Впрочем, это предпочтение было бы совсем неудивительно, если бы «заморский купец» предлагал нам (как было в прежние времена) выращенные в его краях мандарины или ароматные дыни. Ан нет, во всех овощных киосках красуются марокканские мандарины, голландская морковь, бананы из Африки, а то еще и израильская картошка. Мы давно перестали удивляться тому, что больше половины всех киосков по торговле фруктами и овощами принадлежат выходцам из стран ближнего зарубежья. Убедиться в этом нетрудно — достаточно посмотреть на фамилию хозяина в информационном листке. Однако начальник налоговой инспекции Виктор Подрезов затруднился ответить, сколько именно киосков принадлежат иностранцам. Оказалось, что для «налоговой» неважно, гражданином какой страны является налогоплательщик, если он должным образом оформил разрешение на пребывание. А законность привлечения иностранной рабочей силы регулярно проверяется. За девять месяцев прошлого года было проведено 36 проверок работодателей (как организаций, так и индивидуальных предпринимателей), но было установлено, что всего пять городских организаций имеют право на привлечение иностранной рабочей силы. (Сложнее всего дело обстоит с многочисленными близкими и родными, «по-родственному» помогающими хозяевам). Может быть, в том, что овощной торговлей занимаются преимущественно жители сопредельных государств, действительно нет ничего предосудительного? К сожалению, это не совсем так. Если посмотреть внимательно, то положение дел, при котором торговля овощами и фруктами почти полностью принадлежит выходцам из ближнего зарубежья, сложилась повсеместно. Дело в том, что по данным аналитиков, практически все плодоовощные базы принадлежат крупным национальным диаспорам. Соответственно, им же выгодно держать и торговые киоски. Конкуренции нет, и не может быть. Отсюда и одинаковые, «накрученные» во много раз цены на фрукты и овощи, равняясь на которые «взвинчивают» цены и местные огородники. Прибавьте к этому завуалированное хамство, когда вас цинично обвешивают. Причем делают это «родные» русские продавщицы, работающие на иностранного хозяина, которые к пережиткам, оставшимся от советской торговли, добавили хитрые восточные «методы продаж».
Их сила в единстве
Вряд ли в ближайшие годы что-то изменится. Как в известной метафоре, что один прутик сломать не трудно, зато попробуй это сделать с целым пучком, приезжие из бывших союзных республик объединились в крупные национальные диаспоры. Здесь один за всех и все за одного. Обосновавшийся в чужом городе постепенно «выписывает» к себе родных, друзей и знакомых, и помогает им всем, чем возможно. Потому что в родной стране работы нет, а сами они — никто. А здесь — сила, с которой необходимо считаться. Вот и считаемся. И сделать ничего не можем. Потому как сами держимся поодиночке. Если бы руководство города, как это принято в большинстве развитых стран, действительно поддерживало местных предпринимателей, все обстояло бы иначе. Но у нас «зеленый свет» загорается не для своих, а для тех, кто сулит сиюмитную выгоду, будь то крупная торговая сеть или большая национальная диаспора. А своим, но мелким и разрозненным, многочисленные препоны преодолеть нелегко. С другой стороны, вопрос о «торговом лобби» отнюдь не национальный. Если «сверху» придет приказ о существенных ограничениях в бизнесе для иностранных граждан, на смену диаспорам с легкостью могут прийти какие-нибудь «тверские» или «таганские» преступные группировки. У которых сила тоже в единстве.
Ассимиляция — это нормально
В целом же никакой трагедии в том, что жители иностранных государств приезжают в наш город в поисках лучшей жизни, нет. И сосновоборцы, в свою очередь, торгуют сосисками в Германии, собирают клубнику в Финляндии или трудятся на интеллектуальных просторах американской «Силиконовой долины». Нет ничего странного, что некоторые иностранные граждане еще во времена своей «военно-строительной» молодости полюбили наш город. И на то, что «равшаны» и «джумшуты» строят наши дома и ремонтируют дороги, торгуют дешевыми носками и китайскими джинсами, мы смотрим с пониманием. Ну что поделать, если у них на родине сложно заработать. А «торговая оккупация» овощного рынка нравится горожанам меньше, может потому, что своим через «национальную» оборону прорваться трудно.
***
Вряд ли что-то изменит и принятый 15 января закон, ограничивающий количество иностранных торговцев. Уже сейчас у хозяев из ближнего зарубежья, в основном, работают обычные жительницы города. Запрета же на свой торговый бизнес закон не устанавливает.
***
Через полвека население большинства европейских городов будет иметь юго-восточную внешность. Похоже, осуществление мечты Макарушки Нагульнова о том времени, когда «все станут приятно смуглявенькими», не за горами.