Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Юрий Ванаев: Никогда и ничто не заменит живого звучания музыки

Наталья Козарезова
16.03.2015  -  00:00

Мало кто из сосновоборцев не слышал имени дирижера Юрия Ванаева. Еще меньше найдется тех, кто не знаком с его главными произведениями, созданными для любимого города, — несколькими хоровыми коллективами, традиционной октябрьской «Неделей музыки» и праздником «Поющий город». Сегодня у нас есть возможность познакомиться с Юрием Ивановичем поближе.

Юрий Ванаев: Никогда и ничто не заменит живого звучания музыки
Юрий Ванаев: Никогда и ничто не заменит живого звучания музыки

О детстве и отрочестве

Я родился в Магнитогорске Челябинской области. Отец, Иван Федорович, работал слесарем на комбинате, а мама, Анна Яковлевна, — в банке. Старшая сестра Ольга получила музыкальное образование, и сейчас руководит хоровым отделением музыкального училища.
У меня был хороший дискант, поэтому стал солистом школьного хора. Потом выяснилось, что у меня еще и абсолютный слух. И в музыкальной школе, куда привела сестра, думали, что из меня выйдет хороший пианист. Но для фортепьяно нужно быть усидчивым, а я был очень живым мальчишкой. Играть по два часа гаммы было трудно, интереснее играть в хоккей, и тогда я научился импровизировать. Открывал Конан-Дойля, читал и начинал сочинять под него музыку. Мама удивлялась, какие сложные произведения мне задают, но приходила сестра, и разбивала всё ее удивление в пух и прах, добавляя еще по два часа к музыкальным упражнениям.
Потом было музыкальное училище, в котором раньше училась сестра, экспериментальная группа, в которой мы писали диктанты под различные инструменты, учили гармонию, полифонию. Не познав эти азы, трудно быть дирижером и аранжировщиком хора.

Юрий Ванаев учился в консерватории вместе с такими талантливыми музыкантами, как Андрей Петренко — ныне дирижер хора Мариинского театра и Николай Алексеев, сейчас дирижирующий оркестром Санкт-Петербургской филармонии (под руководством Юрия Темирканова).

1983 год. Москва. Зал института им. Гнесиных

 


О консер­ватории

Большую роль в моем становлении сыграл мой первый учитель — Народный артист России Семен Григорьевич Эйдинов. Азы хоровой работы и практику дирижерства я получил от него. На четвертом курсе училища, работая в Магнитогорской городской капелле, побывал на гастролях в Ленинградской капелле. Когда увидел этот город, то понял, что буду жить здесь. Поступил на дирижерско-хоровой факультет консерватории. Моими преподавателями были ведущие хормейстеры страны: Народный артист СССР Александр Анисимов, Федор Козлов, Петр Росоловский.
На втором и третьем курсах довелось работать концертмейстером в БДТ. Там передо мной немного приоткрылась завеса актерского творчества. Тогда же познакомился с Ниной и Андреем Ургантами. Вообще, мы не сидели в общежитии — знакомились с интересными людьми, бывали на модных спектаклях и различных концертах, выступали в большом зале филармонии с ведущими дирижерами Ленинграда.


О знакомстве с Сосновым Бором

По окончании консерватории очень хотелось остаться поближе к Ленинграду, центру музыкальной жизни. Так случилось, что по телевизору увидел Сосновый Бор. И приехал в этот красивый город, познакомился с настоящим мастером, можно сказать, с героем нашего времени — Михаилом Рафаиловичем Рафаиловым, который поднимал здесь культуру, умел сплотить вокруг себя энтузиастов и талантливых людей. Познакомился и с замечательными педагогами Людмилой и Владимиром Столповских. Тогда я еще многого не понимал из того, чему они учили, но сейчас вижу — это было серьезное искусство, какая-то фантастическая гармония единения литературы, музыки, жеста, вокального исполнения. Это был верх мастерства.



О хоровой школе и школьных хорах

Студия студией, но все понимали, что нужна хоровая школа. Настало время. Я был инициатором ее создания. Нам с Ольгой Николаевной Клюшиной, тогда заведующей отделом культуры, пришлось пробивать ставки. Не все удалось сделать… Продолжателем этой творческой стези стала Нина Андреевна Крещенская — настоящий «атомный реактор», которая смогла эту идею воплотить и построить школу в то время, когда все разваливалось, сыпалось и разлеталось. Пять лет я был руководителем хоровой студии «Балтика». Время было очень тяжелое — даже с едой были проблемы. Но я благодарен этому времени.
Еще мы с Михаилом Рафаиловичем тогда решили, что специалисты должны помогать школам. Я организовал хор в пятой школе. А откуда брать резервы, если ты работаешь с детьми? Одними объявлениями не получится. Рафаилов нас просто обязывал помогать в организации самодеятельности. В свое время у меня был хор Автотранспортного предприятия, хор ЖКХ, хор ОРСа. Никто из руководителей не отказывал, и народ с удовольствием ходил. Это была такая работа культпросветчика.



О «Поющем городе»

К 60‑летию и 65‑летию Победы при поддержке Валерия Некрасова был организован городской песенный праздник «Поющий город». А потом сказали, что я «поистрепался» и нужна «свежая струя». Ее мы и получили на 40‑летие города. Я же категорически против фонограмм. Всегда говорю, что должно быть живое звучание хоров, нельзя обманывать слушателей.



О фронто­виках

Фронтовики никогда не обходились без песен и танцев. Рафаилов рассказывал, что восьмого мая 1945 года он танцевал лезгинку на бруствере, и в него выстрелил снайпер — попал прямо в звезду пилотки. Это был мальчишка лет четырнадцати. И он попросил отпустить его…
Как можно, когда грядет семидесятилетие Победы, когда еще живы последние фронтовики, показывать на 9 мая вместо песенного фестиваля видеозапись хоров на экране? Я слышал, что идея в этом году именно такая. Прогресс прогрессом, но мне кажется, что никогда и ничто не заменит живого звучания. Люди хотят подпевать живому слову. Можно устроить несколько площадок, где будут петь и танцевать, или большой смешанный хор, чтобы вместе с ним петь марши и вальсы Великой Победы. Было бы прекрасно организовать праздник на бульваре у четвертой школы. Там столько места для размещения хоров, музыкальных и танцевальных площадок.



Об «атомном» хоре

Я очень благодарен Владимиру Ивановичу Перегуде, директору ЛАЭС — этот руководитель осознает необходимость хора в коллективе. Это очень важно, но трудно — привлечь взрослых людей, объединить их, увлечь общим делом. Но Владимир Иванович поверил в то, что это осуществимо. И не зря.
В основу хора вошли не только работники ЛАЭС, но и члены их семей, люди, работающие на других «атомных» предприятиях города. Получился смешанный хор из пятидесяти пяти человек. Эти люди в большинстве своем не имеют музыкальной подготовки. Но важно не это, а чтобы и дирижер, и поющие в хоре, и слушатели — все получали от этого удовольствие.
В 2014 году хор принял участие в двадцати семи мероприятиях. Мы побывали в Чехии, где стали лауреатами, в Минске на юбилее освобождения города, на строящейся Белорусской атомной станции, на празднике русской письменности в Выборге.

2012 г. Выступление хора ЛАЭС в Барселоне



О замирании культуры

Мне кажется, что сегодня идет какое-то замирание культуры. Не так просто попасть с концертной программой в тот же Дворец культуры — нужны деньги. Это понятно, ведь учреждению приходится зарабатывать. К сожалению, от наших руководителей культуры сейчас больше требуется быть хорошими управленцами. А нужно давать людям возможность работать, нужно дать им свободу творчества, объединять и, обязательно, поощрять.
Я живу в городе с восьмидесятого года. За это время ничего не построено в плане культуры. И теперь мы пожинаем плоды этого. Негде заниматься творчеством. Культура остается в загоне — нет помещений, где могут проходить большие мероприятия. Уже много лет я говорю про дворик администрации. Если установить съемную крышу — это готовый зал, в котором можно не только петь, но и играть спектакли.



О «Неделе музыки»

Придуманную мною октябрьскую «Неделю музыки» в свое время подержал отдел культуры. Мы начали с двух концертов, разных музыкальных стилей, потом восемь, двадцать два… Выступления проходили не только в ДК — институты, школы, больница, СУС, ВНИПИЭТ — все площадки города были задействованы. Приезжали известные мастера оперной сцены и народных коллективов, знаменитые хоры, артисты театров. Впоследствии организация «Недели» была передана музыкальной школе, и ее программа изменилась.



О «Талантливых детках»

Сейчас я создаю в «Арт-Карусели» детский ансамбль «Талантливые детки». Они будут петь не только классику, но и детские песни. Дети должны петь детские песни. Сегодняшние дети мало знакомы с ними. Возьмите детский «Голос» — блестящая программа, но когда малыши поют взрослые песни… Однако «Голос» дал хороший толчок к развитию детской эстрадной песни в регионах. Сейчас ребенок хочет не только петь, но и станцевать эту песню, и сыграть на барабане или саксофоне.



О вере

Я верю в Бога. Верю в торжество прекрасных человеческих идей, мыслей. Мы должны быть добрее и терпимее к людям. Как только мы начинаем в пятой гимназии петь «Аве-Мария», даже если пасмурно на улице, появляется солнце. Всегда!
Однажды, очень давно, мне довелось быть у мемориала на месте бывшего концлагеря в Германии. Была ужасная погода, шел косой дождь. Но как только хор запел «Богородице Дево, радуйся!», выглянуло солнце, запели птицы. Просто мурашки по коже. Верю, что в жизни есть столько чудесного, чего мы еще не познали.

Яндекс.Метрика