Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Замкнутое «кольцо» АТП

Повышение тарифов приводит к убыточности городских перевозок

13.07.2011  -  00:00

6 июля глава администрации В. Голиков провел пресс-конференцию по вопросам внутригородских автотранспортных перево-зок в Сосновом Бору. Поводом для общения стал предоставленный директором СМУП «Автотранспортное» Е. Нагорным отчет о работе за 2010 год, свидетельствующий о том, что обычная для этого предприятия убыточность перевозок по маршрутам общего пользования стала приобретать критические размеры, и надо что-то делать. Срочно. Директор АТП видит решение проблемы в компенсации убытков по пассажирским перевозкам из городского бюджета. Однако журналисты предположили, что изменить ситуацию мог бы более современный подход к транспортному обслуживанию в городе.

 Сосновоборские автобусы давно уже не перегружены пассажирами (Фото Александра Варламова)
Сосновоборские автобусы давно уже не перегружены пассажирами (Фото Александра Варламова)

— Собирается ли администрация компенсировать АТП убытки по муниципальным перевозкам?


— Мы должны понимать, что установленный тариф на пассажирские перевозки заведомо ниже экономически обоснованного. Большинство муниципалитетов компенсируют автопредприятиям эти убытки. В Сосновом Бору ситуация несколько отличается. Муниципальное автотранспортное предприятие осуществляет коммерческие перевозки, таким образом компенсируя убытки по муниципальным перевозкам. Бюджет компенсаций не предоставляет. Сейчас произошло снижение доходов от коммерческой деятельности, и встал вопрос о необходимости выделить средства из бюджета. Для того чтобы решить этот вопрос, необходимо предусмотреть в бюджете следующего года средства. Тогда будет необходимо проводить конкурсную процедуру по выбору подрядчика, который будет готов осуществлять перевозки по фиксированной цене, получая при этом определенную компенсацию из местного бюджета. Этот вопрос не может решиться быстро.

— Но конкурс на муниципальные перевозки был проведен совсем недавно, означает ли ваш ответ, что будет новый конкурс?

— По муниципальному контракту, заключенному с муниципальным автотранспортным предприятием на пять лет, бюджетное финансирование не предусмотрено.

Так что формально мы имеем право не финансировать убытки по муниципальным перевозкам. Если мы придем к выводу, что компенсация все-таки необходима, нам придется разрывать муниципальный контракт и проводить новый конкурс.

— Владислав Иванович, вы говорите о том, что повышенный с 1 июля тариф — 18 рублей — ниже экономически обоснованного. А можно ли узнать, какой тариф является экономически обоснованным, то есть — безубыточным для АТП?

— В 2009 году администрация заказывала определение экономически обоснованного тарифа для автотранспортного предприятия у независимой консалтинговой компании, которая определила этот тариф в 52 рубля. То есть при такой стоимости билета у предприятия не было бы убытков по пассажирским перевозкам. Но при установлении тарифа мы учитываем не только экономическую обоснованность, но и платежеспособность населения. Если завтра мы предложим жителям платить 52 рубля за билет, спрос на эту услугу сильно упадет, и предприятие все равно будет терпеть убытки. Поэтому 18 рублей на сегодняшний момент — тот взвешенный тариф, который, с одной стороны, убыточен, а с другой — соответствует платежеспособности населения.

— Думается, 18 рублей — это тоже достаточно дорого, тем более за перевозки, не отвечающие потребностям населения Соснового Бора. Автобусы по городу ходят так редко, что ими мало кто пользуется.

— Я бы так не сказал. На графиках, которые предоставило нам автотранспортное предприятие, видно, что существенное падение пассажиропотока (по объективным причинам) наблюдается только на маршрутах № 5 и № 7. Вот, например, маршрутом № 9 за год перевезено почти сто тысяч человек.

— Разве это много для города с населением в 65 тысяч человек? Получается, что один житель воспользовался этим автобусом меньше, чем полтора раза...

 — Мне сложно сказать, много это или мало...

— Давайте произведем приблизительный расчет. Предположим, что городскими автобусами пользуется примерно половина населения города — 30 тысяч человек. Если они будут совершать хотя бы по две поездки (туда и обратно) по будним дням, за год выйдет больше 14 миллионов поездок. Если разделить эту цифру на 5 городских маршрутов (№ № 2, 4, 5,7, 15), мы получим почти три миллиона поездок по одному маршруту. А сейчас — сто тысяч... Получается, что миллионы несовершенных поездок достаются такси, которые в бюджет нашего города практически ничего не платят.

— В грубом приближении, наверное, да. Я соглашусь. Но мы должны понимать, что существуют и другие факторы, влияющие на пользование автобусами, например, «накатанность» маршрута...

— Сейчас в некоторые микрорайоны автобусы вообще не ходят. Люди вынуждены идти пятнадцать—двадцать минут до ближайшей остановки. Маршрутов должно быть больше, а количество рейсов таким, чтобы пассажиры ждали автобус не больше пятнадцати минут, как это происходит во многих городах страны. Если АТП по каким-то причинам этого не может сделать, то надо параллельно пустить маршрутки, но не согласовывающие свое движение с расписанием автобусов, как это происходит сейчас. Чтобы «закольцевать» наш город по всем востребованным маршрутам, не нужно большого количества автобусов. Если еще стоимость проезда не будет такой высокой, как сейчас, пассажиропоток, а значит, и прибыль предприятия, существенно возрастет.

— Сил муниципалитета не всегда хватает на решение всех городских проблем. Нам надо изучить этот вопрос. При сложившейся определенной системе пассажирских перевозок любые изменения будут непростыми. Нужна серьезная работа, и не только со стороны муниципального автотранспортного предприятия, но и со стороны администрации (скажем, строительство новых автобусных остановок). Надо набраться сил и попробовать изменить ситуацию. Но это надо делать продуманно. Пока же перед АТП мы поставили задачу заказать исследование востребованности автотранспорта в городе с учетом большого количества автомобилей у населения.

P.S. 
В. Голиков пообещал принять решение по изменению (или сохранению) системы транспортного обслуживания в городе до конца нынешнего года.

*** Кстати Перевозки по маршрутам общего пользования составляют 40,1% от всех перевозок СМУП «Автотранспортное». Чистая прибыль предприятия в 2010 году составила 980 тысяч рублей (из отчета Е. Нагорного).

    Динамика пассажиропотока с 2006 по 2010 годы
Динамика пассажиропотока с 2006 по 2010 годы

Мнение корреспондента: Зарабатывая средства путем коммерческой деятельности, СМУП «АТ» так увлеклось, что, похоже, забыло о том, что деятельность эта предназначалась для компенсации убытков от основной деятельности. В результате первым делом — заказные перевозки, заправка и парковка, а муниципальные перевозки... Муниципальные перевозки — потом.
Поделитесь:
Яндекс.Метрика