Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Застряли в прошлом веке

Может ли общественный транспорт не быть убыточным?

Наталья Козарезова
11.06.2014  -  00:00

Третьего июня директор муниципального АТП обратился к депутатам бюджетной комиссии с ежегодным традиционным обращением. Его традиционно благосклонно выслушали.«Маяк» наблюдает за просьбами автотранспортного предприятия скомпенсировать ему убытки от муниципальных перевозок уже который год. И прежний директор Евгений Нагорный, и сменивший его Валерий Макаренков говорят всегда одно и то же — перевозки по муниципальному заказу приносят предприятию убытки, которые в прежние годы полностью, а теперь только частично удается компенсировать за счет других видов деятельности: заказных коммерческих перевозок, деятельности АЗС и платной стоянки, медицинского освидетельствования водителей.

Застряли в прошлом веке
Застряли в прошлом веке

За прошлый год убыток, по словам Валерия Макаренкова, составил 6 миллионов 557 тысяч рублей.
Этот убыток, считает Валерий Петрович, возникает из-за не соответствующей произведенным расчетам эффективной стоимости билета — 42 рубля. Сейчас она вдвое ниже. Однако директор не считает нужным повышать цену проезда или сокращать количество маршрутов автобусов, а просит муниципалитет помочь, как это делают, по его словам, другие муниципалитеты области. Помощь в пополнении уставного фонда предприятия, предназначенную для приобретения автобусов (в этом году 7,5 миллионов рублей.), директор покрытием убытков не считает — из нее не заплатишь зарплату водителям. Настоящую помощь он видит в пятидесятипроцентной компенсации каждого проданного билета.
Депутаты, впрочем, готовы оперировать более конкретными суммами, которые можно было бы закладывать в бюджет. И еще готовы отменить для АТП установленный ими же обязательный для всех муниципальных предприятий пятидесяти-процентный налог на прибыль, который необходимо отчислять в местный бюджет. Однако забыли при этом, что речь о прибыли в автотранспортном уже не идет — одни убытки. По муниципальным перевозкам, как уже говорилось.
Почему-то на депутатской комиссии никто не захотел задаться вопросом, а почему, собственно говоря, возникают эти убытки? На дилетантский, подчеркну, взгляд, ответ лежит на поверхности.
Пассажиропоток падает год от года. По имеющимся данным, в 2010 году АТП перевезло почти 817 тысяч льготных категорий пассажиров. А в этом году — 700 тысяч пассажиров всего, и, скорее всего, большинство из них льготники.
Какой резон обычному, работающему не на ЛАЭС или НИТИ сосновоборцу (их АТП перево­зит по заказу предприятий) садиться в автобус, который ходит примерно раз в час? Он лучше пешком дойдет куда надо, а в плохую погоду вызовет такси. Сколько раз мы и наши читатели писали о том, что нужно закольцевать хотя бы некоторые автобусы, чтобы ждать на остановке нужно было не больше десяти-пятнадцати минут? Теперь уже и не говорим. Новые микрорайоны как были, так и остаются оторванными от автобусного движения. На бортах автобусах как не писали, так и не пишут маршрут движения — молодые жители города и множество приезжих просто не догадываются, куда свернет «четверка» или «двенадцатый», и даже не пытаются потому на них сесть. На остановках как не было схемы маршрутов, так и до сих пор пути автобусные неисповедимы.
Кондуктора. О них разговор особый. На заседании бюджетной комиссии Валерий Макаренков пожаловался, что не идут люди на эту «собачью» работу. А мигранты, что трудились кондукторами раньше, ушли на какие-то более выгодные хлеба. Водители не хотят продавать билеты, как в маршрутках, опять жалуется директор. И не надо. Ну ладно электронные турникеты. Не до них нашему бедному городу. Но можно же организовать продажу билетов в киосках у автобусных остановок. А честность пассажиров могут проверять работающие уже в автотранспортном контролеры.
А то — сначала по автобусу идет кондуктор, а за ним потом контролер. Так у АТП на зарплаты никаких денег не хватит. Есть еще десятки жалоб и предложений по поводу «как нам сделать эффективным АТП», полученных администрацией по ее просьбе от жителей города в 2012 году. Что-то с тех пор изменилось?
Так может, уже настала пора администрации и депутатам либо признать — автобусы в нашем городе ходят исключительно для пенсионеров по льготным проездным, и для сохранности жизнеспособности АТП следует, как сейчас происходит, продолжать компенсировать их проезд из городской казны, либо — оставить АТП как исполнителя доходных видов деятельности (пусть платит половину прибыли в бюджет, пополняя его), а муниципальные перевозки выставить на конкурс? Не такой, как в прошлый раз, подстроенный под муниципального перевозчика, а настоящий. Либо — начать развивать муниципальные автобусные перевозки в городе так, чтобы люди пересели с сотен такси на автобусы.
А пока АТП сохраняет свой статус кво, появились потенциальные новые перевозчики, уже готовые организовывать в городе новые, закольцованные для удобства пассажиров маршруты. Можно дать им возможность организовать несколько параллельных коммерческих маршрутов, и выпустить на «большую дорогу». Тогда муниципальные перевозки могут оказаться выгодными для перевозчиков и удобными для горожан. АТП же продолжит получать компенсации за перевозку льготников по расписанию.

Наталья Козарезова


P.S. Руководитель СМУП «Автотранспортное» Валерий Макаренков сообщил корреспонденту «Маяка», что большинство пожеланий жителей города будет учтено в дальнейшей работе предприятия. Одно из первых нововведений — увеличение числа рейсов «четверки». Теперь она ходит с интервалом в двадцать минут, правда, почему-то пока по выходным дням. Вообще-то просьба касалась как раз будних дней... Но Валерий Петрович пояснил, что это пока только эксперимент и в дальнейшем возможно увеличение всех рейсов столь необходимого сосновоборцам кругового маршрута.

 

Из архива «Маяка» 21 марта 2012 г. Пожелания жителей обещали учесть...



* * *

Личный транспорт заменил общественный

Каждый год муниципалитет выделяет миллионы рублей на ремонт дорог, но через непродолжительное время на отремонтированных дорогах возникают ямы и выбоины. Виной тому в том числе огромное количество автотранспорта, который создает пробки, вытесняет зеленую траву во дворах, загрязняет воздух и давит пешеходов. С каждым годом его становится, несмотря на неуклонное подорожание бензина, только больше. А как иначе, если уровень развитости общественного транспорта в нашем городе застрял в прошлом веке.

 

Поделитесь:
Яндекс.Метрика