Затратно, но оправданно
В городской службе занятости подведены итоги работы за три минувших квартала. С начала года в Сосновом Бору было зарегистрировано 1382 гражданина, ищущих работу, 724 имели статус безработных, средняя продолжительность безработицы составила 2,4 месяца. Трудоустроено 879 человек.
За январь-сентябрь 284 работодателя передали Центру занятости 4375 вакансий, из них 79 процентов — по рабочим профессиям.
81 безработный был направлен на обучение, 43 — приняли участие в общественных и временных работах по договорам ЦЗН с работодателями. Трудоустроено 376 несовершеннолетних — в основном на специально созданные службой занятости в содружестве с работодателями и администрацией города рабочие места. Проведено 11 ярмарок вакансий, в том числе две городских.
Уровень безработицы составляет полпроцента от численности экономически активного населения, на учете на 1 октября состояло 165 безработных. Это в 10 раз меньше, чем на пике регистрируемой безработицы, в 1996 году.
Выходит, проблем с трудоустройством у нас в городе нет. Так ли это? Мы попросили ответить на этот вопрос директора Центра занятости Елену Жилину.
— Регистрируемый рынок труда искусственно деформирован и не отражает реального соотношения между численностью незанятого населения и потребностью работодателей в кадрах.
Кроме уровня регистрируемой безработицы, существует показатель «общей безработицы». Он, по методологии Международной организации труда (МОТ), составляет в Ленинградской области 5,9%. Многие, не имея работы, не встают на учет потому, что уровень социальной поддержки снижен до критических величин.
В течение 3-х последних лет минимальный уровень пособия по безработице составляет 720 рублей, максимальный — 2880 рублей. Кто-то считает: правильно, нечего платить бездельникам, пусть все работают! Но скупой платит дважды...
Чтобы попасть в ряды зарегистрированных безработных, надо собрать документы, справки, заполнить анкету... Проще прийти в Центр занятости, посмотреть вакансии, найти что-то более-менее подходящее и быстро трудоустроиться. Ведь надо на что-то жить.
Представьте ситуацию: человек 15 лет честно работал по своей профессии. Затем по каким-то причинам он не может больше трудиться по специальности (сократили, профессия перестала быть востребованной, состояние здоровья не позволяет и т.д.) Что ему делать, если больше ничего не умеет? Вместо того, чтобы посоветоваться с профконсультантом, осознанно выбрать другое направление применения своих сил, бесплатно обучиться новой профессии по направлению ЦЗН, человек идет абы куда абы кем, лишь бы детей прокормить. Никому от этого не хорошо: ни работнику, ни обществу, которое потеряло в нем профессионала, а нового не обрело.
Большинство неработающих людей на регистрируемый рынок труда не выходят, сидят по своим углам, многие деградируют, и доступного резерва рабочей силы мы не имеем.
Пособие по безработице должно выступать в качестве платы государства человеку за работу, которую безработный выполняет по сохранению и преумножению своего трудового потенциала, повышению своей конкурентоспособности на рынке труда.
Услуги, которые он получит на «бирже труда» — по профессиональной адаптации и профориентации, профессиональному обучению, повышению квалификации, навыкам поиска работы и т.п.— должны сделать человека более ценным работником, чем он был до того.
Так должно быть в идеале, и так делается у наших соседей в Финляндии и в других странах Европы и мира: рабочее время безработных организовано таким образом, что качество незанятых трудовых ресурсов подтягивается и поддерживается на необходимом уровне. Это затратно, но оправданно. И требует другой технологии работы службы занятости.
Кроме того, сейчас в Ленинградской области разрабатывается специальная программа по привлечению к работе официально неработающего населения, что будет также способствовать росту качества трудовых ресурсов и удовлетворению спроса работодателей.