Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Здесь закладывается вера в чудо...

Елена Певцова: «Куклы очень чувствительны: как ты к ним относишься, так они с тобой и работают»

Александр Варламов
09.02.2016  -  00:00

— Расскажите, как вы попали в Сосновый Бор?— В Сосновом Бору я оказалась, потому что папу отправили из Красноярска сюда работать на ЛАЭС в 1972 году. Он инженер-проектировщик. Я окончила школу, потом училась в Институте культуры. Затем работала в детском саду, как я называю — «музыкальной тётей», потом — художественным руководителем в 36‑м лицее, а после этого пришла сюда, в ГТЦ 15 лет назад.

Здесь закладывается вера в чудо...
Здесь закладывается вера в чудо...


— Как вы выбрали эту профессию?
— Я всегда мечтала быть на сцене. Папа хотел, чтобы я играла на рояле, и послушная девочка закончила музыкальную школу. Наверное, важно, что вначале была музыка, потому что в спектакле большое значение имеет звуковое сопровождение. Думаю, что 80 % успеха мероприятия — это музыка.
Сейчас мы с родителями живем рядом, созваниваемся регулярно. Мама у меня, Зинаида Ефремовна Салдаева, фармацевт с 60‑летним стажем. Папа — Николай Егорович Салдаев, инженер-проектирвощик. Все, что я говорю, и все, что со мной произошло в жизни — заслуга моих родителей.

— Что из себя представлял «Волшебный фонарь», когда вы сюда пришли?
— Тогда он не был «Волшебным фонарем», это был народный театр кукол. Кстати, в 2017 году нам исполнится 40 лет. Сначала это был кукольный кружок при «Арт-Карусели», его создала Вера Лебедева, ее уже нет с нами. Потом руководителем стала Ольга Фомина, она профессиональный актер театра кукол, и ставила спектакли, которые продолжают до сих пор идти. Это — «Потерялся рыжий клоун», «Волк на дереве», «Солнышко и снежные человечки».
— Что сейчас представляет из себя «Волшебный фонарь»?
— Это здание, в котором мы находимся — приспособленное, по техническому паспорту называется «Контора ЖЭК». Мы смогли его обустроить. В прошлом году сделали ремонт, закупили новое световое оборудование. В этом году, надеюсь, также будут изменения. Мы стараемся, чтобы здание было интересным и снаружи.
У нас один зал, и в нем проходят все репетиции, спектакли, всевозможные фестивали и конкурсы, занятия волонтерского движения «Наш выбор». Сейчас в театре работает 13 человек. Кабинет директора — проходной. В методическом кабинете шесть человек сидит, художник с бухгалтером вместе. Ну как-то умудряемся, как в сказке «Под грибком».

— Сколько детей занимается в театральном центре?
— Театральным искусством занимаются 92 ребёнка. 26 ребят в прошлом году стали участниками нового проекта «Арт-проект: урок театра в школе. Мир театра». Мы проводим его совместно с 1‑а классом школы № 6. Хотя, скорее всего, это можно назвать популяризацией творчества, нежели полноценным занятием.
В этом году у нас стартовал проект «Театральный субботник», который проходит в первую субботу каждого месяца. Он ориентирован на тех детей, кто не может по разным причинам попасть на занятия в театре.
Из-за того, что помещение у нас небольшое, проводить ежегодные наборы мы не можем. Поэтому бережём тех ребят, кто уже ходит к нам, а уже после их выпуска берём новых детей. К нам приходят ребята самого разного возраста. Есть даже студия, в которой занимаются детишки от полутора до двух лет вместе с родителями. В прошлом году появилась студия «Образ», в которой занимаются дети 4–5 лет.
Основной состав — это Народный коллектив театра кукол «Волшебный фонарь». В нем занимаются дети 4–10‑х классов.

— Сколько сейчас спектаклей в репертуаре театра?
— Около сорока. Иногда за сезон мы не можем и по одному разу показать каждый. Самый старый спектакль — это «Слонёнок» по сказке Киплинга, ему уже 30 лет. Его поставила основатель театра Вера Лебедева. За ним следом идёт «Медвежонок Римцимци». Ну и, конечно, всем известный «Волк на дереве».
Самые новые спектакли — «Волшебный фонарик» по сказке Кима Мешкова и «Дюймовочка». В этом году мы также планируем удивить зрителей премьерными спектаклями.
У нас есть коллектив, который называется «Разные». В нём играют не дети, а сотрудники театрального центра. Сейчас в репертуаре «Разных» 10 спектаклей. В прошлом году мы стали лауреатами I степени международного фестиваля «Мнемозина», проходившего в Санкт-Петербурге, со спектаклем «Как на наши именины».

— Как получилось собрать такой творческий и молодой коллектив?
— Есть сотрудники, которые сначала занимались у нас, закончили учебные заведения и вернулись. К примеру, это Екатерина Иванова, Оксана Бодягина. И что интересно, хотя бы один-два выпускника театральной студии выбирают себе творческую профессию, и из каждого выпуска «Выбора» один или два человека уходят в социальную сферу. Это тоже важно: значит, мы не зря работаем.

— А для детей «Волшебный фонарь» — это всё-таки место отдыха или учёбы?
— Ребята приходят сюда и пообщаться, и весело провести время, но всё-таки, во время репетиций они понимают, что это работа. Ведь когда они выходят на сцену, действуют как профессиональные актёры: располагают к себе зрителя, получают от него ответную реакцию. Мы приучаем к тому, что нельзя пропускать репетиции, спектакли.

— Сложно ли играть для маленьких детей?
— В театре принято, и психологи рекомендуют — ставить спектакли для детей от трех лет. Потому что до этого возраста ребенок может испугаться: погас свет, заиграла музыка, может какая-то кукла напугать.
Конечно же, есть специфика: как строится спектакль, как держать внимание детей. Внимания хватает на 5–7 минут, и затем должна быть смена действия, потому что ребенку захочется поделиться увиденным с мамой, и начинается шум. Но это уже тонкости процесса, которые мы стараемся учитывать, и учим этому своих актеров.

— Вы берете готовые сценарии или адаптированные?
— И так, и так. Бывает, берется полностью готовое драматургическое произведение, бывает, что адаптируем или полностью придумываем сами. Сейчас мы работаем над спектаклем под рабочим названием «О чистоте», это полностью придуманная история участником коллектива, Риммой Старцевой. Следующий спектакль, который мы планируем создать, по сказкам Сергея Козлова. Мы вместе читаем, работаем, смотрим. Мы работаем вместе, и это очень важно. Когда есть единомышленники, горы можно свернуть.

— А кто занимается изготовлением кукол, декораций?
— У нас в штате имеется художник, который делает кукол, бутафорию, придумывает декорации. Он, конечно, советуется с режиссером. Это какая-то магия: какой бы спектакль не играли, удивительным образом подбирается актер и кукла. Вот Дюймовочка: когда делали куклу, еще не понятно, кто будет главную роль играть. Но когда актриса взяла куклу в руки — одно лицо. Даже старые спектакли, «Волк на дереве» например, какая бы команда не играла, всегда — поразительное сходство кукол с актерами.

— В каждом театре есть свои традиции. А в «Волшебном фонаре»?
— В своё время у нас появилось правило, связанное с рассадкой зрителей: дети садились на передние стульчики, а родители за ними. Это цветовое решение заставляет зрителей быть воспитанными, понимать, что в театре есть определенные правила и их надо придерживаться. В свое время ездили на фестиваль в Москву, и там видели похожую систему в театре «Волшебная лампа».

— У вас большая коллекция колокольчиков…
— Трудно сказать, когда это зародилось. Может, вначале, кто-то подарил, а теперь из поездки без колокольчика не возвращаемся. Дети с каникул везут, родители знают — нужно привезти колокольчик. История каждого вспомнится: от кого он? Иногда эти колокольчики «работают»: у нас есть традиция, что звонок на спектакль дает кто-то из зрителей — так мы привлекаем внимание к началу представления. Иногда используем колокольчики из нашей коллекции.

— А чем вы занимаетесь кроме работы в театре?
— У меня большая коллекция клоунов — более 500 экземпляров. И тоже их везут отовсюду: старых, современных, всяких разных. И когда начинаешь их приводить в порядок, то вспоминаешь человека, который его подарил.
Был период, нравилось кататься на лошадях, на машине ездить люблю. Общаюсь с друзьями. Вообще, все хорошо.
Если бы меня спросили, что можно поменять, наверное, ничего. Единственное, пять лет назад ушел из жизни мой супруг. Если что поменять в жизни — чтобы он жил и видел, как выросли дети. А остальное… И работу бы никогда не поменяла, и людей — каждый ценен, каждый ярок, каждый дорог.
У меня два сына. Старшему, Николаю, 31, младшему, Даниилу, будет 20. Старший работает на атомной станции, младший занимается музыкой, он барабанщик. Николай как-то в детстве помогал в театре — озвучивал некоторые спектакли, а Даниил играл. Мойдодыр — это его первая роль, первый выход на сцену. У меня даже кот дома — Тихон — от нашей театральной кошки Василисы.

— Зачем взрослый человек играет в куклы?
— Для нас это работа, радостная работа, где можно и поиграть, и что-то серьезное сделать. Это эйфория. Высказывание такое было, что взять бы взрослого человека, привести его в театр кукол и показать, как все несовершенно в мире, потому что правда — вот она где. И маленького зрителя не обманешь: ни совесть не позволит, ни отношение к делу. Уж Баба-Яга — так Баба-Яга, Машенька — так Машенька.
Вот если бы вы пришли в театр днем, увидели бы картину: стоит директор с Бабой-Ягой в руках, стоит заведующий художественным отделом — с Лешим, специалист по фольклору изображает из себя Машу… И все такие радостные, счастливые. Доллар растет, обстановка политическая сложная, все дорого, а у нас в руках куклы и настроение хорошее.
А еще в сказках добро всегда побеждает зло. Это в фильмах действие может на грустной ноте остановиться. А здесь закладывается вера в чудо и в справедливость. Жизнь потом внесет свои коррективы, человек изменится, но то, что он увидел здесь… К сожалению, есть родители, которые не водят детей, но есть у нас и зрители, которые из Питера специально приезжают сюда, на наши спектакли.

Ольга Домашенко, Александр Варламов

 

* * *

«В прошлом году мы принимали участие в двух фестивалях: в Дагомысе — в международном фестивале «Черноморский Олимп», где стали лауреатами 3 степени, и в Петрозаводске. Там мы приняли участие в фестивале детско-юношеского музыкального творчества «Золотые ключики» со спектаклем «Волк и семеро козлят». Летом коллектив «Разные» ездил на фестиваль «Мнемозина» в Санкт-Петербург и стал лауреатом I степени.
В этом году мы хотим поучаствовать в областном фестивале «Всегда быть в детстве» и международном фестивале».

 

«Это — первая моя роль и любимая. Эта Баба-Яга живет в разных спектаклях, новогодних представлениях. Вот такая она, коварная, хитроватая, симпатичная, носатая. Я думаю, этой кукле уже лет 20. Бабу-Ягу больше здесь никто не играет здесь — это моя роль. Моя-моя. А вообще, куклы очень чувствительные: как ты к ним относишься, так они с тобой и работают. И сколько таких моментов было: дети позволяют себе какие-либо гадости во время репетиции — схватить за лицо, бросить, положить некрасиво — кукла обязательно во время спектакля потеряется или отвернется».

 

Коллектив народного театра «Волшебный фонарь» вместе со своим руководителем

Яндекс.Метрика