Когда-то там были только руины, оставшиеся после уничтоженной фашистами в результате бомбежек и артобстрелов базы эскадрильи гидросамолетов, дислоцировавшейся на берегу озера Копанского.
«Салют» был достойным загородным лагерем для сосновоборских детей (Фото Юрия Шестернина, архив «Маяка»)
Министр Средмаша Е. Славский присмотрел это живописнейшее и чудесное место для строительства «Северного Артека». Так предварительно называли детский пионерский лагерь для детей работников атомной индустрии Советского Союза. Предполагалось, что кроме самого санаторного комплекса и спальных корпусов здесь построят среднюю школу и 100-квартирный дом для обслуживающего персонала и педагогов школы.
Но сил строителей, возводивших Ленинградскую АЭС, было недостаточно для того, чтобы реализовать эту идею.
Начав стройку, ее на несколько лет «заморозили», успев возвести пару этажей главного корпуса и три двухэтажных домика для обслуги на «хуторе», примерно в полукилометре от будущего комплекса. И вернулись сюда строители лишь много лет спустя с задачей, уже «похудевшей» по замыслу.
Это был, образно говоря, второй этап строительства базы «Салют» на берегах Копанского. Возвели трехэтажный главный корпус со столовой. А рядом СУС начал создавать свой детско-молодежный спортивный лагерь «Юность». Буквально на песке построили лагерные домики, столовую, административный корпус, спортивную площадку и просторные залы для занятий спортсменов, а чуть позже встало и здание клуба. Была там и сауна, и пляж для обучения новичков плаванию. В принципе это был единственный загородный спортивный лагерь для детей в Сосновом Бору.
Третьим этапом явилось объединение «Салюта» и «Юности» под единым началом ЛАЭС.
Вместо обычных дощатых домиков, в которых жили ребята в «Юности», построили новые, более удобные и вместительные со всеми удобствами, провели водопровод, канализацию, теплоснабжение. Здесь летом тренировались юные спортсмены, но хватало места и для других ребят. Лагерь принимал и детей работников атомных станций из других городов страны.
В «Салюте» возвели более комфортабельные здания для пионерских отрядов, в которых в осенне-зимнее время могли отдыхать труженики атомной станции.
Заботясь о здоровье своих сотрудников и детей, пристроили к главному корпусу и лечебный, где есть штат врачей почти всех специальностей и кабинеты физиотерапии, массажа, лечебной физкультуры, водолечения, электропроцедур. Нет нужды ездить куда-то поправлять свое здоровье, когда рядом такая замечательная здравница!
Но кому-то захотелось ликвидировать ее. И мы, старожилы Соснового Бора, выступаем категорически против этой затеи!
На Копанском проходят курс реабилитации работники персонала станции. Это служит повышению эмоционального и физического тонуса, производительности труда, укреплению здоровья атомщиков. Ни в коем случае нельзя отказываться от этого!
Если ЛАЭС неизбежно должна лишиться своей инфраструктуры, то лучше вернуть ее городу.
А лучше всего вернуться к замыслу Е. Славского и сделать санаторий-профилакторий для отдыха и лечения не только тружеников ЛАЭС, но и других атомных предприятий России, особенно тех, что расположены не так далеко от Петербурга,— Кольской, Калининской, Смоленской.
Можно на базе у Копанского проводить традиционные молодежные встречи и праздники, спартакиады, соревнования любого ранга.
Нельзя лишать и Сосновый Бор единственного загородного детского лагеря!
Карл Рендель, председатель общественного совета при главе Сосновоборского городского округа;
Дмитрий Самура, бывший директор «Копанского»;
Сергей Аверьянов, руководитель Центра информации ЛАЭС;
Ольга Тищенко, методист Дома детского творчества