«Только самолетом можно долететь»,— пелось в старом комсомольском шлягере про затерянный в тайге городок. Где-то в лесах затерян и крошечный городок энергетиков — таким, наверное, считает Сосновый Бор железнодорожное начальство,— иначе почему к городу с населением в 66 тысяч ведет одна-единственная колея?
Одноколейка — наш удел?
Начинается грандиозная стройка дополнительных мощностей атомной станции, рядом, в Усть-Луге, возводится морской порт — одноколейка буквально трещит под натиском грузовых составов, а плановый ремонт практически парализует железнодорожное движение. Но это, похоже, волнует одних сосновоборцев.
«В связи с производством работ по капитальному ремонту пути частично изменяется расписание движения электропоездов пригородного сообщения». Вроде бы ничего страшного в этом сообщении не было, ведь расписание менялось всего на три дня — с 17 по 19 октября. Но эти три дня показали, как сосновоборцы зависимы от железнодорожного транспорта.
Ремонт на единственной железнодорожной колее сразу нарушил отлаженное движение на Лебяженском направлении. В эти дни от станции Калище до Лебяжьего вместо электричек ходили дизельные поезда.
Как объяснила начальник станции Калище Татьяна Голубева, путь был обесточен для проведения в Лебяжьем работ по замене стрелочного перевода.
Для пассажиров, следующих из Соснового Бора в Санкт-Петербург, особенных неудобств не возникало, зато обратная дорога превращалась в настоящее испытание. Пересадка из десяти вагонов электропоезда в три дизельных становилась непростой задачей. А случалось, что к услугам пассажиров оказывался единственный вагон. Как рассказывают очевидцы такой посадки: «Похоже было на сцены эвакуации в кинофильмах про войну — крики, скандалы и детский плач».
Конечно, к услугам тех, кто хотел добраться до города с большим комфортом, были такси, но за поездку просили «всего» по 150–200 рублей с человека — как договоришься. Городских автобусов, тех же «пятерок», поблизости видно не было.
До Питера можно было добраться и автобусами, но это подходило далеко не всем: кто-то боялся пользоваться маршрутками, кого-то в них «укачивает», пенсионерам не предоставлялись льготы, да и свободные места были не всегда.
Жаль, но с завершением работ по замене стрелки железнодорожные испытания сосновоборцев не окончились — просто все вернулось на круги своя. Электрички, как и прежде, терпеливо пропускают грузовые составы, контролеры собирают с пассажиров «дань», а горожане выходят на отслуживших свой век железнодорожных платформах «80-й километр» и «Калище». Заменять их на новые, как это сделано почти на всем ораниенбаумском направлении, пока никто не собирается.
Судя по всему, 80 километров от Северной столицы считаются железнодорожным начальством далекой глухоманью.