Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
*Поля, обязательные для заполнения.
Концерт прошел в камерном формате — к этому располагали условия «Дома Русской Сказки», чей главный зал для мероприятий приобрел к ночи Самайна таинственную осеннюю атмосферу. Открыло концерт выступление сосновоборской группы IrishBorщ. Музыканты владеют целым рядом различных инструментов и играют музыку в стиле фолк, изучая кельтские, европейские, русские музыкальные традиции и даря их звучание своим слушателям. «Разогревая» публику перед выступлением волынщиков, они исполнили кельсткие и ирландские джиги, вальсы и песни.
«Волынки и барабаны Санкт-Петербурга» вышли на сосновоборскую сцену малым, камерным составом — два музыканта играли на волынках, а один аккомпанировал им на флейте и ударных. Основную часть программы они отыграли на малых волынках — так называемых «лоуленд». Это название на английском означает «низина» и указывает на происхождение этого инструмента: малые волынки, обладающие относительно тихим звучанием, использовались в низинной части Шотландии. Старинные и современные мелодии перемежались историями из шотландского фольклора — о русалках, эльфийских принцессах и драконах.
Только короткую, завершающую часть концерта музыканты исполнили на больших хайлендских волынках. «Хайленд» — это горная часть Шотландии, и волынки там звучали громко, на много миль вокруг. Зрителей поразил мощный звук старинного инструмента, который создавался для горных просторов, а не для концертных залов; волынщики пощадили слух публики и отыграли всего три композиции, но и этого было достаточно, чтобы ощутить мощь шотландской музыкальной традиции.
Подробнее о волынках рассказала солистка оркестра «Волынки и барабаны Санкт-Петербурга», а также ведущая концерта Дарья Вязникова.
— Расскажите, на чем вы играли сегодня?
— Мы, как правило, играем на больших шотландских волынках и маршевых барабанах. Это инструменты, которые люди представляют, когда слышат слово «волынка»: эдакие суровые мужчины в килтах идут с огромными инструментами и распугивают вражеские войска. Но помимо этого у нас был большой блок с малой шотландской волынкой. Она была очень популярна в низинной части Шотландии.
— Где вообще можно научиться играть на волынке? Как люди становятся музыкантами такого плана?
— В музыкальных школах волынке сейчас не учат. Все волынщики — это либо самоучки, либо они учились у других самоучек. Я и все мои коллеги по оркестру учились у Владмиира Владимировича Молодцова. Это основатель нашего коллектива и сейчас он художественный руководитель. У него достаточно много учеников, много молодых музыкантов у него учится. Что самое интересное, Молодцов написал первый в мире учебник по шотландской волынке, предназначенный именно для детей. Он существует на русском и на английском языке. И сейчас в Шотландии и Великобритании детей учат именно по учебнику Молодцова.
На фото: часть сценического образа музыкантов — костюмы с узнаваемыми килтами и серебряными аксессуарами.
— Сложно ли играть на волынке? Нужны ли какие-то особые данные для этого?
— Никакие данные, пожалуй, не помогут. Поможет только упорный труд. Самая серьёзная особенность игры на волынке — это то, как она устроена. Это мешок, который распределяет воздух по бурдонам — это большие трубки, издающие один громкий фоновый аккорд, чтобы волынка играла как оркестр. Есть мелодическая трубка — на ней мы перебираем пальцами и играем основную мелодию. Чтобы поддержать необходимое давление внутри мешка, нужно не только надувать волынку с помощью мундштука, но и поддавливать ее левой рукой (воздух из волынки выходит медленно, поэтому музыканты не дуют в мундштук постоянно — прим. авт.), при этом играть мелодию и не забывать, что ты играешь. Поначалу сложно концентрироваться, но если делать все медленно и последовательно, все получится.
— Выступал ли ваш коллектив в Шотландии, на родине волынки?
— Могу точно сказать, что у нас много ребят учились игре на волынке в Шотландии. А один из наших коллег выступал в Шотландии на соревнованиях волынщиков и получил категорию «уверенный новичок»! Также стоит отметить, что мы выступали на одной сцене с шотландскими волынщиками на фестивале «Спасская башня» в Москве в составе международного кельтского оркестра.