Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Бухту Батарейную могут уничтожить как место отдыха

04.06.2020  -  17:06

Стало известно о планах строительства порта в бухте Батарейной. Работы могут начаться уже в этом году. Таким образом, прекрасная бухта, полюбившаяся не только сосновоборцам, но и жителям Петербурга, может вскоре перестать быть отличным местом отдыха. А превратится, напротив, в место потенциального загрязнения воды в Финском заливе. При этом многие считают, что нет необходимости строить еще один порт на южном берегу Финского залива при наличии уже двух крупных портов: в Бронке и в Усть-Луге. Тому, что происходит вокруг бухты Батарейной, посвящена статья Юлии Медведевой «Бухта Батарейная: для людей или для зерна». Приводим ее с небольшими сокращениями.

Фото: Ирина Сопронюк
Фото: Ирина Сопронюк

Бухта Батарейная: для людей или для зерна?

Очередной участок живописного побережья Финского залива будет отдан под строительство. Российское правительство без торгов предоставило бухту Батарейная в Ломоносовском районе Ленинградской области под создание производственно-логистического комплекса, сообщил в конце мая ТАСС. Жители Петербурга и Ленинградской области переживают о потере прекрасного места для отдыха, эксперты говорят о том, что принимаемые решения похожи на волюнтаристские и нуждаются в пересмотре.

Планы на бухту

Участок в бухте Батарейная, где в советские годы располагалась база заправки подводных лодок, впоследствии заброшенная, федеральные власти передали в десятилетнюю аренду ООО «Балтийский зерновой терминал», входящему в группу компаний «Содружество». Объём инвестиций — порядка 35 миллиардов рублей, в том числе вложения в устройство акватории и подходного морского канала в размере 8 миллиардов рублей. Начало работ запланировано на этот год, если не помешает коронавирус или иной форс-мажор. Проект официально признан крупномасштабным.

Лучшее место для отдыха

Полюбившие отдыхать в заброшенной после ухода военных бухте Батарейная петербуржцы и жители Ленинградской области не могут смириться с грядущей утратой красивейшего участка побережья с сосновым лесом. Здесь широкие пляжи и чистая вода, условия в определённую погоду благоприятствуют даже занятиям сёрфингом. «Все забирают!!! Лучшее место для отдыха на берегу Финского залива», — возмущаются жители.

Зачем еще один порт

В регионе надо строить инфраструктуру по экспорту сельхозпродукции. Но вопрос, зачем под очередной порт отдавать целую бухту? У нас мало портов в Ленинградской области?

Портовая инфраструктура должна быть сосредоточена в одном месте, нет смысла организовывать порты по всему побережью, считает глава Комитета по производительности труда и поддержке занятости Ленинградской Торгово-промышленной палаты Валерий Шинкаренко.

По его мнению, в бухте Батарейная целесообразнее было бы организовать рекреационную зону: «Посмотрите на южный берег Финского залива: царские резиденции — Стрельна, Петергоф, Ломоносов. Дальше следуют Большая Ижора, Лебяжье, бухта Батарейная, откуда потихоньку уходят военные. Это прекрасное место для создания зоны рекреации всей Петербургской агломерации. Отдадим эти места людям, будем строить там зоны отдыха, пляжи. К вопросу о европейском пути развития — надо думать о людях. Очередному миллиардеру — у нас их больше ста — дали отдельную бухту. Пускай два миллиардера договорятся и сделают в одной бухте, где уже есть порт, зерновой терминал. Наша позиция такая — в бухте Батарейная надо развивать зону отдыха».

Тысячи птиц и самая высокая дюна

Эколог, председатель Общественного совета южного берега Финского залива, Олег Бодров высказал убеждение, что стратегия использования побережья Финского залива должна быть комплексной, а также должна обсуждаться открыто. Намерение извлечь выгоду как можно скорее в перспективе может привести к негативным последствиям.

«Около двадцати лет назад бухта Батарейная была отдана «Сургутнефтегазу», — рассказывает эколог. — Был торжественно заложен терминал, проект получил поддержку на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Но в итоге проект не пошёл. В то время бухта Батарейная была частью заказника «Лебяжий», границы которого распространялись от Большой Ижоры (южный берег Финского залива) до устья реки Коваши (Сосновый Бор). Отрезали эту часть бухты Батарейная до устья реки Коваши, это примерно треть акватории заказника. Естественно, перелетные птицы каким-то административным решениям не подчиняются и продолжают до сих пор прилетать туда. После того как не состоялся проект в бухте Батарейная, мы пытались вернуть границы в прежнее положение, но встретили сопротивление региональных властей, потому что они рассматривают береговую линию как пустое место, где можно разместить какие-то промышленные объекты, чтобы получать в бюджет деньги. При этом другие критерии, кроме экономических, их не интересуют.

Эту территорию отрезают и передают в «Содружеству». Причём, если «Сургутнефтегаз» планировал строить терминал, то, по сообщениям СМИ, «Содружество» планирует строить не только экспортный терминал, но и промышленный объект для переработки зерна. Надо сказать, что на этой территории совершенно отсутствует инфраструктура: нужно будет вести железную дорогу, вырубать очень красивый сосновый лес и сносить дюну. Это самая высокая дюна на южном берегу Финского залива, а, может быть, даже во всей области — сорок метров высота. Её неизбежно будут уничтожать.

Понятно, что регион нуждается в поступлениях в бюджет, но очевидно и то, что жители Петербурга и области нуждаются в отдыхе, ясно, что птицы нуждаются в пространстве, где они тысячелетиями останавливаются.

Как мне представляется, имеет место и серьёзная экологическая, и социальная проблема в виде утраты места отдыха. Помимо прочего, вдоль берега проходит областная дорога, по которой сейчас движется весь транспорт вдоль южного берега Финского залива, в выходные здесь бывают пробки. Если будет строительство, будет возникать горячий конфликт, потому что это единственная дорога.

Мы обратились к губернатору с предложением организовать системное решение проблемы.

Как решить эту проблему? Существует способ, который называется пространственное планирование. В контексте побережья можно говорить — морское пространственное планирование. Когда с помощью всех заинтересованных сторон оцениваются различные участки территории всего побережья, и потом происходит зонирование — где целесообразно строить промышленные объекты, где располагать зоны рекреации, где будет зона особо охраняемой природы. После такой процедуры можно безболезненно принимать политические решения. Сейчас они исключительно волюнтаристские: приходит бизнес — я хочу здесь, а власть, давая добро, при этом не оценивает, для кого и какое эта территория имеет значение.

Есть цивилизованные решения, которые отработаны. Более того, Россия вместе со странами Балтийского региона подписывала соглашение о принятии к 2020 году законодательных норм, обеспечивающих процедуры морского пространственного планирования. В нём должны присутствовать представители власти, бизнеса и заинтересованной общественности, а также муниципалитеты, на территории которых всё происходит. Все заинтересованные стороны подключаются, чтобы исключить социальные, экологические конфликты и запустить переговоры. Россия подписала это соглашение со странами Балтийского региона, и надо его выполнять.

Из-за того, что внедрялись порты, объекты промышленности, атомные объекты, за последние двадцать лет фактически уничтожено промышленное рыболовство. Работало четыре завода по переработке рыбы на южном берегу Финского залива, все они закрылись. То есть это самое экономическое развитие фактически привело к тому, что уничтожена целая отрасль — промышленное рыболовство на южном берегу Финского залива. Утрачены тысячи рабочих мест. В чем преимущество рыболовства по сравнению с другими объектами, которые здесь продолжают развиваться? Речь идёт о возобновляемых ресурсах, рыбные ресурсы — это национальное достояние. Сейчас они уничтожаются в угоду экспорту невозобновляемых природных ресурсов. То есть мы разрушаем базовые основы стабильной жизни на южном побережье Финского залива.

То, что сейчас происходит в бухте Батарейная, это частичка системной проблемы, которую нужно решать, проявляя политическую волю и дальновидность, а не опираясь на сиюминутные решения».

Полный текст статьи читайте на сайте «Родина на Неве»

  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика