Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Главный экспонат Валентины Бабкиной

В домашнем деревенском музее можно прикоснуться к старому быту народов Водской пятины

Наталья Козарезова
28.10.2016  -  11:59

Белое кружево занавесок раздвинуто, и из маленьких окошек на тканные половицы падает обманчиво‑тёплый свет золотого осеннего дня. Но поздние бархатцы в саду покрылись изморозью, да и сами мы вдоволь намерзлись, гуляя по двору.

Главный экспонат Валентины Бабкиной
Главный экспонат Валентины Бабкиной
И потому так приятно сидеть в напоенной ароматами душистых трав уютной комнатке (так и хочется сказать «горнице») с натопленной русской печкой, пить собранный и заваренный руками хозяйки дома Валентины Фёдоровны Бабкиной горячий копорский чай и разговаривать.

Здесь жили финны Ивановы

Говорим, разумеется, о приютившей нас старинной избе, в которой расположился созданный руками Валентины Бабкиной музей коренных народов Водской пятины. Избушка эта не простая, а составная. Когда в1898 году в семье исконных хозяев дома финнов Ивановых родилась младшая дочка Устинья, они пристроили к старому (ему уже лет двести, вероятно) срубу новый, объединив избы просторными сенями. До этого тринадцать домочадцев каким-то чудом помещались как раз в этой комнатке, где сейчас пьем чай мы. Мужчины занимались извозом и трудились на кузнице, женщины управлялись с большим хозяйством — коровами, козами, лошадьми.

Юбилеи
15 ноября 2016 года музею Валентины Фёдоровны Бабкиной исполнится пять лет, а ей самой — 75.
В революцию и гражданскую войну мужчин в семье заметно поубавилось, и к началу Великой Отечественной в доме остались три женщины: Устинья, вышедшая замуж за вожанина Ефимова, и две ее дочери: Елена и Ольга 13‑ти и 14‑ти лет. Вскоре их депортировали в Финляндию, а в доме стали, сменяясь, жить чужие люди.
Пять лет назад Валентина Бабкина выкупила старый дом своих возможных родственников (по отцу она тоже Иванова) специально под музей коренных народов Водской пятины. А в прошлом году навестила Елену и Ольгу в Хельсинки, подробно расспросив их про устройство дома и большого каменного двора, которое и пытается воссоздать теперь в своем музее.
Дом пришлось долго очищать и ремонтировать, бревенчатые стены освобождать от многочисленных слоев обоев и краски; крышу из дранки, образцы которой укреплены снаружи для показа, заменить на современную. «Дом — это мой главный экспонат!» — смеется Валентина Фёдоровна. А музейная коллекция началась с оставшейся от бабушки прялки; потом знакомые и незнакомые люди стали отдавать хранящиеся на деревенских чердаках самовары, утюги, корзины, так дело дошло до саней с телегами и сеялок.

Всё, как при хозяевах

В старой половине дома, в маленькой комнатке с русской печкой всё выглядит так, словно здесь еще живет большая семья. В красном углу, под расшитым двусторонней красной вышивкой рушником — иконы, на которые, рассказывают, молился хозяин дома. Полотенце вышивала тётя Валентины Фёдоровны старинным водским узором. Тут вообще почти каждая вещь имеет своего автора и историю!
В противоположном углу находится кровать с подушками, накрытая самодельным кружевным покрывалом. На такой же когда-то спали хозяин с хозяйкой дома. Хозяйка — с краю, потому что вставала к ребенку, колыбелька которого стоит рядом. Значительную часть комнаты занимает большой ткацкий станок, станочек поменьше для поясов и прялка.
Остальные домочадцы спали на лавках, сундуке и на печи. Еще один сундук предназначался для хранения белья, и сейчас в нём лежат расшитые полотенца, скатерти и покрывала. В кухонном углу находится посуда и принадлежности для готовки — решето, кофемолка, мутовки для сбивания и прочая бытовая мелочь. На печке стоят горшки и формы для хлеба, рядом с нею — ухваты. В общем, всё, что нужно для жизни в 19 веке.
О том, что это всё-таки музей, напоминают многочисленные куклы в национальных одеждах, подаренные сосновоборской мастерицей Ириной Родионовой. Одна — ростовая кукла — изображает хозяйку дома, присевшую на лавку.
Когда-нибудь, надеется Валентина Фёдоровна, удастся восстановить и каменный двор, кузницу, ригу, амбар и сарай для сена. Пока что удалось лишь немного укрепить остатки каменной стены, за которой когда-то стояли коровы. А все предметы, которым по-хорошему место в специальных постройках, пока притулились вокруг дома и в сенях — рыбацкий и плотницкий инструмент, упряжь для лошадей, корзины, короба, сани, дровни, телега и пролетка.

Советская история

«Я все собираю, — уверяет Валентина Фёдоровна, — складываю здесь или на чердаке всё, что мне приносят или нахожу сама». Она смеется, что страсть к коллекционированию у нее давняя. К столетию со дня рождения Ленина набрала сто значков с его изображением. Собирала открытки, а потом перешла к предметам старого быта. «У меня очень много экспонатов», — говорит она, но сидеть над ними, словно скупой рыцарь, не в правилах основательницы домашнего музея. Она охотно делится собранной с любовью стариной с другими коллекционерами и музеями.
Она много дает, и много получает взамен. На крылечке дома стоят две прялки — недавно принесли с чьих-то чердаков, и кормушки для птиц и белок, сделанные руками деревенского умельца. Экскурсанты, в основном приезжающие сюда из Санкт-Петербурга, интересуются. Но входной платы в музей Валентина Бабкина ни с кого не берет (если кто захочет, может оставить немного денег в копилке на подоконнике). Зато всех усадит за большие столы во второй избе и напоит копорским чаем с пряниками из коллекционных стаканов с подстаканниками («их у меня больше пятидесяти»).
Можно пить чай и рассматривать вторую избу, с экспозицией, посвященной не такому далекому советскому прошлому, в которой нашлось местечко и для уголка родителей Валентины Фёдоровны. Папа был фотографом, и потому на стене висят многочисленные футляры с фотоаппаратами и без («взял кто-то», — грустно говорит Валентина Фёдоровна). Не забывать свою историю и не дать её забыть остальным — негласный девиз основательницы музея.

Как попасть на экскурсию:
Домашний музей коренных народов Водской пятины расположен в деревне Монастырьки Нежновской волости. Приехать туда можно по предварительной договоренности с хозяйкой музея по телефону 8-931-769‑01‑28.


Монастырьки — от монастыря


Деревня Монастырьки берет свое название от существовавшей в этом месте до прихода шведов Елисеевой пустыни, которую населяло шесть монахов и 19 послушников. К монастырским относились исчезнувшая деревня Иссола, деревня Койдома (ныне Луизино) и существующая до сих пор Вассакара. Сами Монастырьки некогда разделялись на русские и чухонские, в которых и находится музей.

Музей боевой славы


Рядом с избой-музеем расположился и музей-гараж, где собраны экспонаты времён Великой Отечественной. Частично они посвящены дяде Валентины Фёдоровны — Геннадию Ивановичу Иванову, герою, кавалеру орденов Славы. Еще часть экспозиции — память о 49 советских солдатах, расстрелянных на краю деревенского поля и похороненных в братской могиле, где лежат еще пятеро, подорвавшиеся в соседнем лесу на мине. Подобранные деревенскими жителями на месте их гибели предметы солдатского быта соседствуют с немецкими вещами, свидетельствами о зверствах оккупантов и настоящими треугольничками фронтовых писем. Гаража для коллекции уже не хватает, и Валентина Бабкина планирует построить рядом настоящий блиндаж и развернуть подаренную поисковиками военную палатку.


  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика