Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Открываем страницы истории Калищенского стекольного завода: торфоразработки

22.07.2024  -  09:00

Калищенский стекольный завод в начале 20 века был одним из крупнейших в Европе. Но, к сожалению, не пережил революционных и военных потрясений первой четверти столетия. Тем не менее, следы его деятельности возникают в окрестностях нынешнего Соснового Бора постоянно. Вот, казалось бы, такая далекая от стекольного дела, от зеркал и прожекторов, сфера, как торфоразработки. Но и здесь есть прямая связь. Эту связь осветила в своей статье Научный сотрудник Сосновоборского городского музея Оксана Никитина. При подготовке она пользовалась материалами книг и статей, интернет-ресурсами, данными архивных фондов. И все разрозненные сведения сложились в картину, которая осветила несколько лет деятельности завода перед его закрытием — трудных и необычных лет, потребовавших нестандартных решений. Представляем этот труд вашему вниманию.

Фото: Максим Вовченко
Фото: Максим Вовченко

С вступлением Российской империи в 1914 году в Первую мировую войну жизнь в столичной губернии была поставлена на военные рельсы. И хотя переименованная вслед за столицей Санкт-Петербургская, а теперь -Петроградская губерния находилась вдали от театра военных действий, не было уголка на всем ее обширном пространстве, который не затронули бы эти события.

Калищенский стекольный завод не остался в стороне. По заказу Главного военно-технического управления он стал выпускать параболические зеркала для прожекторов и оптических приборов. В журнале «Стеклозаводчик» за 1916 год в рекламе Северного стекольно-промышленного общества значились «зеркально-стекольные изделия для нужд Государственной обороны».

С началом войны в Петроград перестал поступать дешевый британский уголь, сократились, а потом и вовсе прекратились поставки донецкого угля. Перевозка угля по железной дороге стала проблематичной сначала из-за перегруженности железных магистралей военной техникой, а к 1918 году, уже после Октябрьской революции, по причине полного хаоса на железнодорожном транспорте. Топливный кризис достиг своего апогея. Правда, делались попытки хоть частично удовлетворить топливный голод массовой заготовкой древесины в окрестных лесах и ввозом дров из Финляндии, но это не решало проблему.

Вспомнили о торфе. Необходимость использования торфа для утилитарных нужд Петербурга не раз обсуждалась в начале XX века в связи с постоянным возрастанием цен на дрова. «Некоторые города разрешили уже дровяной кризис легко и просто путем утилизации торфяных болот, — писала «Петербургская газета», — их примеру должен последовать и Петербург. Он может заготовить огромное количество «черных дров». Однако дальше обсуждения дело не шло. В годы кризиса некоторые российские предприятия стали добывать и использовать торф для собственных нужд. Но только в 1918 году вышел декрет большевиков о добыче торфа в промышленных масштабах.

А теперь о Калищенском стекольном заводе Северного стекольно-промышленного общества. Как и многие заводы, уже в 1915 году он стал испытывать сложности с топливом, которое получал из-за границы. Завод, пожалуй, одним из первых в губернии вспомнил о торфе, залежей которого было много в землях близ имения Готобужи, принадлежащих Северному стекольному обществу. Сначала работы по добыче торфа производились ручным способом, его куски просто вырезались и высушивались на солнце. В сезон 1915 года было добыто 7000 пудов торфа, на следующий год уже 10000 пудов. На этих работах было занято 20 рабочих, нанятых в Юрьеве (Тарту).

В сезон 1917 года правление завода в виде опыта приобрело торфяную машину модели «Коппель-Анреп». Она работала по тому же принципу, что и машина по производству кирпичей. Машина приводилась в движение при помощи локомобиля Мальцовского завода. Напомним, локомобиль — это паросиловая установка для промышленных и сельскохозяйственных нужд. Торфяная залежь сначала вспахивалась конным плугом, затем по состоянию погоды один или два раза подвергалась боронованию. После этого разрыхленный торф перевозился по рельсам к торфяной машине и сваливался в воронку пресса. Переработанная масса выходила из формовального мундштука в виде бруса. Торфяная лента разрезалась на кирпичи и отвозилась на поля для сушки. В России такая технология называлась «датский способ».

Транспортировал торф в прессы скребковый транспортер-элеватор Коппеля. Общая длина транспортера составляла 10-15 метров в зависимости от глубины залежей. Для перевозки готовых торфяных брикетов использовались трехэтажные вагонетки, широко распространенные в кирпичном производстве.

Дело налаживалось. Калищенский стекольный завод постепенно выбирался из топливного кризиса. В кампанию 1917 года предполагалось нанять еще 10 рабочих. Кстати, лучшими работниками-торфяниками считались крестьяне Калужской, Рязанской и Владимирской губерний. Туда в зимнее время и отправлялись представители завода для заключения контрактов с артелями на летний период. Любопытно, что контрактами, кроме прочих условий, устанавливалось, что Северное стекольное общество обеспечивает мужчин-торфяников продуктами питания по ценам ниже рыночных, а женщин, как повременщиц, кормит за свой счет.

Сезон торфяных работ наступал, как правило, с 1 мая и заканчивался к 8 июля и только в редких случаях рабочие артели работали до 20 июля. Рабочий день начинался в 4 часа утра и длился 12 часов. По воскресным дням и «двунадесятым» праздникам работы не производились, однако многие рабочие, особенно женщины, выходили работать и в праздники, получая за это сверхурочную плату. За 1000 торфяных кирпичей платили по 40-50 рублей, даже с учетом инфляции в то время совсем не малые деньги.

В 1916 году в России стал использоваться труд военнопленных. На разработках мануфактуры Морозова военнопленных было 250 чел. Известно также, что на торфоразработках «Братьев Бабкиных» работало 50 военнопленных, химического завода Малютиных — 100 и фабрики Корнеева — 60 человек. Треть зарплаты военнопленных предприятия перечисляли казне.

Правление Северного стекольно-промышленного общества остановилось на 50 военнопленных, но так и не успело воспользоваться их трудом.

Торф в Готобужах имел неглубокое залегание и мало подходил для машинной разработки, однако необходимость в топливе была настолько сильной, что в 1918 году Северное стекольное общество приобретает еще два комплекта торфяных машин и производит разведку соседнего болота в бывшем имении барона Корфа на берегу Лубенского озера.

Нужно отметить, что в военное время локомобили, приводившие в движение прессы для торфа, просто купить было невозможно, и правление Стекольного завода многократно обращалось в Торфяной отдел секции по топливу Совета Народного хозяйства (СНХ) с просьбой выделить локомобили, уже произведенные на Мальцовских заводах по заказу Торфяного отдела, мотивируя просьбу тем, что Калищенский стекольный завод работает как оборонное предприятие. Просили 4 локомобиля, получили 2. Правление также ходатайствовало о разрешении на перевозку локомобилей по железной дороге без права на реквизицию (т.е. чтобы их не забрали для государственных или военных нужд).

Все это требовало больших финансовых вложений, а имеющихся средств у Северного стекольно-промышленного обществ было недостаточно, и оно вновь обращается в Торфяной отдел СНХ за субсидией в 2.5 миллиона рублей на разработку нового торфяника. Рассмотрев прошение, Торфяной отдел уменьшил смету вдвое, сократив заработную плату рабочим.

А в России между тем набирала обороты Гражданская война. В экономике вместо привычных денежных отношений стали господствовать принципы политики военного коммунизма, когда деньги как таковые были отменены из-за галопирующей инфляции. В Петрограде было очень голодно. После окончания Первой мировой войны засуетились вчерашние союзники России. Началась иностранная военная интервенция. Англичане и французы мечтали о возвращении своих, национализированных большевиками предприятий, расположенных на территории страны. В Финском заливе появилась английская эскадра, генерал Юденич готовил поход на Петроград.

В складывающихся условиях сама деятельность Северного стекольно-промышленного общества становилась проблемной. В 1919 году в Калище вошли белогвардейцы. К этому времени большая часть оборудования Калищенского стекольного завода была вывезена морем в Эстонию, а цеха сожжены и взорваны. Ни о каких торфяных разработках речь, конечно, уже не шла.

После окончания Гражданской войны в 1922 году в Петрограде был создан Петроградский государственный стекольно-фарфоровый трест, объединивший существовавшие до войны стекольные предприятия. Для стабилизации финансовой ситуации новая власть разрешила тресту вывезти оставшиеся сырьевые и производственные запасы Калищенского стекольного завода. Не будем останавливаться на дальнейшей судьбе остатков некогда крупнейшего в Европе стекольного предприятия. В течение нескольких лет они методически, под благовидными предлогами, разграблялись, а позже на фундаментах стекольного производства был построен завод «Электроизолит». Более подробно об этих событиях, как и о судьбе бывших рабочих стекольного завода, рассказал А. В. Венгерцев в своей работе «О закрытии Калищенских заводов Северного стекольно-промышленного общества», составленной по материалам центрального и областного архивов и опубликованной в интернете.

Научный сотрудник Сосновоборского городского музея Оксана Никитина

Ранее по теме:

  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика