Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
logo

Три эсминца и подводные археологи Балтики

20.10.2025  -  16:02

106 лет назад напротив мыса Устьинский в Финском заливе в районе нынешнего Соснового Бора в полукилометре от берега подорвались на минах три эсминца. Погибли почти 500 человек. В конце 20 века энтузиасты из Соснового Бора и Санкт-Петербурга начали работы по подводной археологии. Они нашли останки погибших кораблей и подняли на поверхность некоторые артефакты. В Сосновом Бору дату гибели этих кораблей ежегодно отмечают спуском венков на воду.

Из личного архива Н. Овинцовского: слева Николай Овинцовский, в центре Алексей Демидов, погружается Вячеслав Поляков
Из личного архива Н. Овинцовского: слева Николай Овинцовский, в центре Алексей Демидов, погружается Вячеслав Поляков

Три эсминца

В ночь с 20 на 21 октября 1919 года эсминцы «Гавриил», «Константин», «Свобода» и «Азард», из Кронштадта отправились на задание — устанавливать мины. Ранним утром в полной темноте они вошли в Копорский залив. И напоролись на мины противника.
Первым, в 5.48, подорвался «Гавриил». Через пару минут практически одновременно подорвались «Константин» и «Свобода». «Азарду» удалось уцелеть, задним ходом он покинул опасный участок, некоторое время оставался в районе взрыва, в надежде спасти погибающих, но в темноте никого не увидел, и вернулся в Кронштадт.
Всего на трёх кораблях погибло 484 человека, выжило 25.
Традицию спуска венков у места гибели эсминцев заложили участники сосновоборского клуба «Катран», который совместно с ленинградским клубом «Поиск» в конце 20 века провел подводные изыскания в Копорской губе Финского залива. Эти клубы стояли у истоков развития отечественной подводной археологии Балтики. Первым удалось обнаружить эсминец «Гавриил». Поднятые с него реликвии были переданы Центральному Военно-Морскому музею, а поднятые со дна два якоря (с высокой степенью вероятности — якорь с «Гавриила» и я корь с «Константина») ныне находятся перед Сосновоборским городским музеем.

О первых подводных археологах Балтики рассказал Анатолий Евдокимов, который в 80-е годы работал в Сосновом Бору и принимал активное участие в их деятельности

«Николай Овинцовский вместе с Алексеем Демидовым, будучи в отпуске на острове Сахалин, по приглашению одной научной организации, занимались подводными изысканиями и привезли оттуда в качестве вознаграждения за проделанную работу большую спасательную шлюпку. Эта шлюпка вместе с ними совершила в железнодорожном вагоне путешествие через всю страну с Сахалина до Соснового Бора. Её перестроили в настоящее исследовательское парусно-моторное судно, благодаря которому и началось развитие подводной археологии на Балтике.
В свободное от работы время энтузиасты провели её глубокую модернизацию. Был установлен дизельный двигатель, парусное вооружение, надстройка с каютой, врезан иллюминатор в днище, и получилось замечательное судно для подводных работ, которому было дано название «Сахалинец».
Капитаном стал Николай Николаевич, а старшим помощником - Алексей Михайлович, в прошлом - моряк-подводник, а впоследствии - бессменный капитан уже двух, более совершенных исследовательских поисковых кораблей «Искатель» и «Мичман Чайкин». Эти люди - настоящие трудяги и патриоты, внесшие основной вклад в изучение тайн глубин Балтики. Также активное участие в поисковых работах принимал Вячеслав Поляков, как организатор и опытный водолаз (к сожалению, рано ушёл из жизни). Первые находки - эсминцы "Гавриил", "Константин" и "Свобода" были обнаружены и обследованы ими. Именно они были первыми водолазами-исследователями, давшими толчок к развитию сосновоборского подводного клуба «Катран» (его костяк составили работники НИТИ) и организации на его основе общества подводных поисковиков-археологов «Память Балтики» в Санкт- Петербурге, во главе с контр-адмиралом, кандидатом исторических наук Константином Шопотовым.
Позднее появилась возможность вести поиски с использованием более современного снаряжения и оборудования, включая барокамеру. Были найдены, обследованы и установлены по поднятым фрагментам десятки погибших судов разных эпох, начиная с петровских времен и даже более раннего периода. Обследованы шведские военные корабли, погибшие во время знаменитого Выборгского сражения, при котором шведы потеряли почти весь свой флот. Была составлена полная наглядная интерактивная экспозиция действий российского и шведского флотов, (находится в музее подводной археологии в Кронштадте). Также были обнаружены и исследованы другие корабли, погибшие в период гражданской и Великой Отечественной войны. Периодически велись поиски и в других акваториях: был найден и вытащен на берег танк со дна реки Невы, найдено несколько самолетов.
Во время многочисленных погружений,- подводные съёмки вел житель Санкт-Петербурга Дмитрий Столбов, участник всех подводных экспедиций, классный подводный оператор и профессиональный водолаз-исследователь.
Найденные и поднятые предметы находятся в музеях Выборга и Кронштадта».

  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика

Наш сайт использует куки.
Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности