Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
*Поля, обязательные для заполнения.
Три эсминца
В ночь с 20 на 21 октября 1919 года эсминцы «Гавриил», «Константин», «Свобода» и «Азард», из Кронштадта отправились на задание — устанавливать мины. Ранним утром в полной темноте они вошли в Копорский залив. И напоролись на мины противника.
Первым, в 5.48, подорвался «Гавриил». Через пару минут практически одновременно подорвались «Константин» и «Свобода». «Азарду» удалось уцелеть, задним ходом он покинул опасный участок, некоторое время оставался в районе взрыва, в надежде спасти погибающих, но в темноте никого не увидел, и вернулся в Кронштадт.
Всего на трёх кораблях погибло 484 человека, выжило 25.
Традицию спуска венков у места гибели эсминцев заложили участники сосновоборского клуба «Катран», который совместно с ленинградским клубом «Поиск» в конце 20 века провел подводные изыскания в Копорской губе Финского залива. Эти клубы стояли у истоков развития отечественной подводной археологии Балтики. Первым удалось обнаружить эсминец «Гавриил». Поднятые с него реликвии были переданы Центральному Военно-Морскому музею, а поднятые со дна два якоря (с высокой степенью вероятности — якорь с «Гавриила» и я корь с «Константина») ныне находятся перед Сосновоборским городским музеем.
О первых подводных археологах Балтики рассказал Анатолий Евдокимов, который в 80-е годы работал в Сосновом Бору и принимал активное участие в их деятельности
«Николай Овинцовский вместе с Алексеем Демидовым, будучи в отпуске на острове Сахалин, по приглашению одной научной организации, занимались подводными изысканиями и привезли оттуда в качестве вознаграждения за проделанную работу большую спасательную шлюпку. Эта шлюпка вместе с ними совершила в железнодорожном вагоне путешествие через всю страну с Сахалина до Соснового Бора. Её перестроили в настоящее исследовательское парусно-моторное судно, благодаря которому и началось развитие подводной археологии на Балтике.
В свободное от работы время энтузиасты провели её глубокую модернизацию. Был установлен дизельный двигатель, парусное вооружение, надстройка с каютой, врезан иллюминатор в днище, и получилось замечательное судно для подводных работ, которому было дано название «Сахалинец».
Капитаном стал Николай Николаевич, а старшим помощником - Алексей Михайлович, в прошлом - моряк-подводник, а впоследствии - бессменный капитан уже двух, более совершенных исследовательских поисковых кораблей «Искатель» и «Мичман Чайкин». Эти люди - настоящие трудяги и патриоты, внесшие основной вклад в изучение тайн глубин Балтики. Также активное участие в поисковых работах принимал Вячеслав Поляков, как организатор и опытный водолаз (к сожалению, рано ушёл из жизни). Первые находки - эсминцы "Гавриил", "Константин" и "Свобода" были обнаружены и обследованы ими. Именно они были первыми водолазами-исследователями, давшими толчок к развитию сосновоборского подводного клуба «Катран» (его костяк составили работники НИТИ) и организации на его основе общества подводных поисковиков-археологов «Память Балтики» в Санкт- Петербурге, во главе с контр-адмиралом, кандидатом исторических наук Константином Шопотовым.
Позднее появилась возможность вести поиски с использованием более современного снаряжения и оборудования, включая барокамеру. Были найдены, обследованы и установлены по поднятым фрагментам десятки погибших судов разных эпох, начиная с петровских времен и даже более раннего периода. Обследованы шведские военные корабли, погибшие во время знаменитого Выборгского сражения, при котором шведы потеряли почти весь свой флот. Была составлена полная наглядная интерактивная экспозиция действий российского и шведского флотов, (находится в музее подводной археологии в Кронштадте). Также были обнаружены и исследованы другие корабли, погибшие в период гражданской и Великой Отечественной войны. Периодически велись поиски и в других акваториях: был найден и вытащен на берег танк со дна реки Невы, найдено несколько самолетов.
Во время многочисленных погружений,- подводные съёмки вел житель Санкт-Петербурга Дмитрий Столбов, участник всех подводных экспедиций, классный подводный оператор и профессиональный водолаз-исследователь.
Найденные и поднятые предметы находятся в музеях Выборга и Кронштадта».