Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
logo

Триллион секунд или 32 тысячи лет назад. Выставка в музее современного искусства соединила палеолит и современность

11.06.2025  -  16:43

Вы бывали в пещерах? Огромных, в которые входишь как в другой мир — загадочный и непонятный? Здесь за каждым поворотом таятся тени огромных животных, а на стенах высвечиваются странные рисунки. Ощущение такого мира можно испытать в Сосновоборском художественном музее современного искусства, где 7 июня открылась очень необычная выставка «Триллион секунд». Эта мультисенсорная, то есть воздействующая на несколько органов чувств, выставка соединила в себе наскальное искусство древнего человека, современную скульптуру, фантастическую музыку и уникальное видео. «Это выставка о первобытном искусстве, о котором мы знаем чрезвычайно мало, — сказала на открытии заведующая музеем Анастасия Коновалова. — Надеюсь, она заложит тенденцию узнавать об этом все больше и больше».

Триллион секунд или 32 тысячи лет назад. Выставка в музее современного искусства соединила палеолит и современность
Триллион секунд или 32 тысячи лет назад. Выставка в музее современного искусства соединила палеолит и современность

Триллион секунд — это около 32 тысячи лет назад. Примерно такой древностью датируются некоторые изображения из знаменитой Каповой пещеры (она же Шульган-Таш) в Башкирии. Капова пещера (Шульган-Таш) — признанный памятник пещерного искусства, по масштабу не уступающий крупным местонахождениям Франко-Кантабрийского региона (речь о знаменитых наскальных рисунках в пещерах севера Испании — юга Франции).
Фото из этой пещеры, а также с других пещерных и скальных памятников составляют основу выставки. В том числе — гигантские баннеры, создающие эффект присутствия в пещере. Больше всего фотографий с Южного Урала и Южной Сибири — из удивительных труднодоступных мест. Автор фоторабот и куратор выставки Алексей Солодейников около 25 лет занимается полевыми исследованиями памятников наскального искусства, в Каповой пещере работает с 2002 года. Он — автор более трех десятков научных статей и первооткрыватель неизвестных ранее древних рисунков, профессионально занимается документированием наскального творчества. «Я вижу в этих рисунках огромный исторический и художественный потенциал, очень важный для понимания того, что такое человек, — говорит Солодейников. — С тех пор, как человек появился в Северной Евразии около 100 тысяч лет назад и принес с собой искусство, все художники являются носителями этой традиции».
Первая выставка «Триллион секунд» прошла в Санкт-Петербурге в особняке Румянцева в 2023 году. С тех пор проект развивался. Алексей Солодейников прочитал за это время курс лекций по теме. И вот — продолжение в Сосновом Бору.


Выставку в Сосновоборском музее современного искусства можно назвать вторым рождением экспозиции, потому что в совершенно ином помещении, при другом освещении и расположении, с новыми дополнениями произведений современного искусства, она заиграла по новому, производя сильное впечатление. Мир пещер, представленный в просторном светлом помещении, парадоксален и порождает определенный диссонанс, но и вся выставка построена на диссонансах, как подчеркивает ее куратор.
В день открытия Алексей Константинович провел интересную кураторскую экскурсию, заворожив гостей выставки рассказом о свидетельствах глубокой древности, о невероятных связях и сходстве рисунков, расположенных за тысячи километров друг от друга, об удивительных находках и таинственных знаках. А также о том, как интерпретируют эти данные ученые, о том, сколько непонятого таится пока в искусстве палеолита. «Моя задача — разбить привычные шаблоны нашего восприятия», — говорит он, посвящая посетителей музея в подробности находок и загадки археологии.

Интересного в этой сфере очень много.

Капова пещера изучается с 1959 года, и открытия в ней продолжаются. «Каждый сезон мы находим новые картинки», — отмечает Алексей Солодейников. Уникальное изображение верблюда в этой пещере — древнейшее из известных. И оно стало сенсацией. Потому что считалось, что верблюды здесь в те времена не водились.

Изображения человека насчитывает не более 10% древних рисунков, остальное делится примерно пополам между изображением животных и непонятными нам знаками. Это один из пластов искусства, который еще ждет своих исследователей, говорит Алексей Солодейников.

Человекоподобные изображения лица — антропоморфные личины появляются позднее палеолита, уже в бронзовом веке. Известны Окуневские личины культуры бронзового века. Рот у них, как правило, это естественное отверстие в камне, к которому пририсованы глаза и овал лица, часто с «нимбом» из расходящихся лучей. В некоторых местах местные жители до сих пор «подкармливают такие личины подношениями, рассказал куратор выставки.

Сохранность наскального искусства — больная тема. Есть на фото и примеры вандализма — когда прямо на древние рисунки наши современники наносят краской свои „здесь был…“. Из-под белых пятен краски проступают древние знаки, которым тысячи лет.
Интересно, что очень похожие наскальные рисунки встречаются на огромном расстоянии — за тысячи километров. Это создает ощущение, что пространства не были непреодолимой преградой для древних людей.



Вторая составляющая выставки — скульптуры. Поскольку произведения художников древности не подписаны, то и под произведениями современных нет этикеток с названиями работ и именами авторов (и этих привычных атрибутов музея не хватает). Но на экскурсии, конечно, все имена называются. Проволочные, бронзовые, керамические скульптуры выполнены Антониной Фатхуллиной, Ириной Расковской, Русланом Слепенковым, Дмитрием Фединым, Георгием Крицуком и известным скульптором из Соснового Бора Владимиром Петровичевым.


Как подчеркнул Алексей Солодейников, он специально пригласил к участию тех скульпторов, творчество которых не связано с первобытным искусством. «Это отличительная особенность проекта, — пояснил он. — Потому что обычно художники, создающие палео-арт по мотивам древнего изображения, рисуют какую-то свою интерпретацию. У нас концепция другая: все современные художники и скульпторы, которые здесь участвуют, живут в своём творческом мире, где первобытное искусство не присутствовало никак. Поэтому интересно проследить, как они приходят к тем же формам (что и древние художники), но другими путями».

В проекте представлены также современные художники автор граттажей Кристина Хобня и Леонид Ильин, а ещё — «мозгодробительные» тексты поэта-авангардиста Алексея Хвостенко (Хвост).
Сосновоборец и лидер группы Soundchilling Алексей Шишкин создал на вернисаже таинственную звуковую атмосферу пещер. А послушать специальные атмосферные треки, созданные специально для этой выставки музыкантом и основателем петербургской группы «Лотман», участником многих экспедиций Михаилом Солодейниковым, можно на выставке каждый день со вторника по субботу с 10 до 18 часов.
Все желающие могли попробовать свои силы в «наскальном искусстве» — порисовать мелом на обычной доске. В день открытия этим воспользовались ученики сосновоборской художественной школы и создали интересное панно, на котором всеобщее внимание привлекла надпись «Верните мой 2007 до нашей эры».

Для детей организован столик, где они тоже могут внести свой вклад в интерпретацию древнего искусства. Их произведения, как сказала Анастасия Коновалова, будут выставляться на специальной доске на входе в основной зал.

Выставка продлится до 30 августа. На ее основе будут проходить мастер-классы и занятия. Следующая кураторская экскурсия состоится 21 июня в 15:00.


Фото Нины Князевой

Яндекс.Метрика

Наш сайт использует куки.
Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности