В минувший четверг состоялся рейд, в котором приняли участие участковый уполномоченный милиции Виталий Муратов, главный специалист-эксперт регионального управления № 38 ФМБА России Татьяна Куликова и корреспондент «Маяка».
Целью рейда была проверка соблюдения правил торговли и санитарных норм продавцами фруктово-овощных лотков, расположенных у магазинов «Эвридика» и «Мир техники».
Пока участники рейдовой бригады фиксируют нарушения, продавец советуется с владельцем палатки. (Фото Виктора Поповичева)
Опасная морковка
Корреспонденты «Маяка» из года в год принимают участие в подобных рейдах, но такого букета нарушений, как в этот раз, еще не наблюдалось. Хозяева торговых точек все же побаивались «химичить» с документами, не предъявляли липовые сертификаты и прочие поддельные документы. Если нужного документа не было, так и говорили. Сейчас ситуация изменилась: документы предъявляются, но их происхождение подчас невозможно определить. Это значит, что проверяющие не смогли определить ни производителя того или иного вида продукции, ни места его производства. А между тем, к примеру, недавно произведенный анализ моркови показал, что процент нитратов в ней превышает допустимые нормы. Однако претензий предъявлять некому, поскольку, по словам Татьяны Куликовой, в основной своей массе продукция обезличена.
«Доноры»
Как и в прежние годы, санитарные книжки у продавцов в большом дефиците. Лишь у одного из пяти она оказалась в наличии. Популярная фраза «я — донор, мне разрешено торговать без книжки» — не срабатывает. Нарушение протоколируется, затем последует административное наказание. Но беда не только в том, что продавцы овощей и фруктов могут заразить покупателей какой-либо опасной болезнью. Владелец торговой точки обязан проявлять заботу о подчиненных, своевременно отправляя их на медицинские комиссии и прививки от гепатита. Это прямая обязанность руководителя, под началом которого трудятся декретированные работники.
Прибавка к пенсии
Пенсионерка Анастасия Новикова провела собственное расследование и выявила одну любопытную особенность в системе отношений покупателя и продавца.
— Обвешивают покупателей почти все продавцы. Спорить бесполезно. Раньше они хоть побаивались, когда скажу, что пожалуюсь в отдел защиты прав потребителей, сейчас такого отдела нет и продавцы обвешивают всех подряд. Разница в сумме от пяти до десяти рублей с сотни. Иногда и больше. Но утром, когда лоток только что открылся, а покупателей немного, продавцы реже обманывают. Выгоднее покупать овощи и фрукты до полудня. Так можно сэкономить хорошую сумму, а это — как прибавка к пенсии.
Без документов и совести
За прилавком одного из навесов у «Эвридики» торговала несовершеннолетняя девочка, у которой вообще никаких документов не оказалось — ни санитарной книжки, ни сертификатов, ни разрешения на торговлю. Плюс ко всему, ей, в силу юного возраста, вообще нельзя стоять за прилавком. Думаете, она испугалась санкций — в виде лишения владельца торговой точки лицензии? Ничего подобного! Постояла, подождала, пока, как говорится, пыль уляжется, а участники рейда уйдут, и вновь принялась за дело.
«Верните нам отдел защиты прав потребителей!»
Иногда во время проверки у лотков между покупателями возникали дискуссии на тему защиты прав потребителей.
— Обманули, обвесили, нахамили — жаловаться некому,— говорили одни, сожалея, что власти ликвидировали столь нужный горожанам отдел в городской администрации.
— А вы на обманщиков и хамов в суд подавайте,— советовали другие.
— Чем шпынять проверками уличных торговцев, лучше бы тех, кто прячется за их спинами, к ответственности привлекали,— это третья позиция в споре, звучавшая в адрес участников рейда.
Как бы то ни было, а подавляющее большинство покупателей с ностальгией вспоминают отдел защиты прав потребителей, который все же как-то удерживал нечистоплотных продавцов и их хозяев в правовом поле. По крайней мере, не так вольготно им было обманывать покупателей, сдерживал страх лишения лицензии на торговлю.
Только факты
Татьяна Куликова, закончив проверку двух лотков, поделилась впечатлениями:
— И в первом, и во втором случае выявлен целый букет нарушений. Практически вся продукция обезличена: нет сведений о производителе продукции и месте, где она была выращена. С документами у продавцов порядка нет, то печать отсутствует, то вообще вместо сертификата — фальшивка. Нет санитарных книжек.
Хоть лоток и уличный, но работать продавцы должны в чистых халатах, а не в замызганной одежде, с которой грязь комьями падает на прилавок. Надо все же покупателей уважать. Можно было бы обеспечить продавцов фирменной униформой, чтобы на них приятно было посмотреть. А что у прилавка?.. Окурки, пустые бутылки, какие-то тряпки, куски картона. Короче говоря, территория захламлена. Правила запрещают у нас торговать арбузами в нарезку. Даже для пробы их нельзя резать. Но и это не выполняется: арбузы режут на части и запихивают в грязные полиэтиленовые пакеты.
Итоги
По результатам рейда владельцы торговых точек будут вызваны в региональное управление № 38 ФМБА России для принятия административных мер.