Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
*Поля, обязательные для заполнения.
«Истоки» Виктора Того
Виктор Петрович сам был представителем Ижор, во второй половине 20 века он одним из первых начал рассказывать об Ингерманландии. Один из стендов выставки посвящен ему. Там, в частности, рассказывается, что в 70-е годы прошлого века по заказу горкома КПСС Виктор Того работал над книгой об истории возникновения Соснового Бора. Он начал работу с описания многовекового сосуществования разных народов в деревнях Калище, Кандикюля, Липово, Ручьи, рассказал о Калищенском и других местных заводах, поднял тему Великой Отечественной войны и мирного строительства. Книга была одобрена и ушла в печать, но в последний момент горком КПСС посчитал её неподходящей для поставленной задачи, и набор книги был рассыпан. Очерки Виктора Петровича об истории наших мест публиковались в газетах «Балтийский луч» и «Маяк». Серия публикаций под названием «Истоки» вызывала большой отклик у местных жителей.
В глубине веков
И сегодня в Сосновом Бору проживают потомки финнов, ижор и вожан. Хранитель фондов Городского музея Оксана Никитина рассказала о том, как здесь появились эти народы, чем занимались, а также как отразилась история всей России в их судьбе.
Земли так называемой Ингерманландии, где сейчас располагается Ленинградская область, начали заселяться в глубокой древности, во времена мезолита и неолита. Стоит отметить, что само название Ингерманландия — довольно позднее (связано со временами битвы за эти земли шведов и России), ранее эти земли были частью Новгородской республики, а более раннее самоназвание нашей местности теряется в глубине веков. Неолитические стоянки древних людей были найдены на берегах Калищенского озера — на выставке можно увидеть обнаруженные там кусочки керамики ямочно-гребенчатой культуры. В этой же витрине представлены старинные предметы, найденные в крепости Копорье: фибула, гребешок, пуговицы.
В отдельной витрине можно рассмотреть экспонаты, связанные с традиционным местным промыслом — рыбной ловлей: сани-волокуши (таких сохранилось очень мало), сеть, стеклянный поплавок, остроги и грузила и необычный инструмент рыбака: сетные вилы, которые использовали для того, чтобы доставать сети из-подо льда.
Есть здесь и интересные бытовые вещи: прялка, некогда принадлежавшая местной жительнице — ижорке и похожий на ушат свадебный сундук цилиндрической формы (чтобы его легко можно выкатить из дома в случае пожара).
Тонкости и секреты костюма
На выставке также представлен костюм хевасских ижор, живших по реке Коваш (она же Коваши, Ковашъ, Коваш, Ковашка, Каваша, Хеваа и др.). Костюм специально для музея сшили в 2021 году мастерицы из сосновоборской лавки «Красная горка». Он представляет вниманию зрителей комплекс одежды (верхнее платье из двух полотен и вышитая рубаха) более древний, чем знакомый многим сарафанный комплекс. В костюме масса интереснейших деталей, о которых можно рассказывать долго. К примеру, он украшен раковинами каури — эти моллюски водятся в далеких теплых краях, у нас их нет. Тем не менее, торговля с отдаленными странами была налажена настолько, что даже в самой глухой деревне девушки обязательно украшали свои костюмы раковинами каури. Обязательным элементом одежды был пояс, часто — не один.
Разницу между костюмами вожанок, финок, ижорок (сойкинской и хевасской) и жительниц русского севера можно увидеть на специально изготовленных для музея куклах.
Из других деталей одежды можно увидеть на выставке вязаные чулки, кожаную обувь — поршни, подлинный лапоть, который когда-то носил житель Кингисеппского района.
Фотографии и документы
Кроме экспонатов на выставке много интересных стендов. В частности, есть стенд, посвященный Петру Яковлевичу Якконену, в чьем доме, собственно сейчас и располагается музей. Также на стендах представлено много воспоминаний местных жителей, отражены темы быта, культуры, верований, а также тема гонений и репрессий, можно полистать книги, списки репрессированных и посмотреть многие другие документы и свидетельства. Один из стендов рассказывает об осуществленном в Сосновом Бору в 1995 году масштабном проекте «Память родной земли», руководителем которого выступил сотрудник Государственного оптического института Юрий Иваненко. Юрий Михайлович с соратниками собрали большое количество фотографий и воспоминаний — их наработками музей широко пользуется для подготовки выставок.
Завершая первую экскурсию по новой выставке, Оксана Никитина назвала другие места в округе, где хранится и изучается память малых местных народов. В сосновоборском Клубе «Ручьи» (отдел ЦРЛ «Гармония») создан «Финский дом», они большое внимание уделяют финской культуре. В Вистино находится Ижорский музей, в Лужицах Кингисеппского района — Музей водской культуры, в деревне Монастырьки — небольшой частный Музей коренных народов водской пятины.