Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
*Поля, обязательные для заполнения.
— Самыми первыми здесь были черепашки из бетона, с мозаикой из смальты на панцирях во дворе недавно построенной тогда 14-этажки (Красных Фортов, дом № 10). У меня в ту пору даже еще не было своей мастерской. Этих черепах мы ставили вместе с архитектором Юрием Тимофеевичем Савченко в 80-е годы. Они представляют собой просто декоративные формы и сейчас уже изрядно обветшали. Но, надо сказать, тогда получилось не совсем так, как было задумано, на эскизах черепашки были интереснее.
Наше сотрудничество с Юрием Тимофеевичем продолжилось и впоследствии. К примеру, мне было поручено сделать фасад кукольного театра для театральной площадки в Андерсенграде. Но тогда идея не реализовалось — пастушка и трубочист, Оле-Лукойе, капители для колонн так и не появились. Однако эскизы до сих пор существуют у меня в мастерской, то есть осталась возможность сделать все как было задумано первоначально. Своеобразная история получилась и со скульптурами для бассейна. Первоначально Георгий Джангулов разработал многофигурную композицию с танцующими детьми на постаментах. Я предложил скульптуры дельфинов. Рисунки, эскизы и рабочую модель этих дельфинов я изготовил в мастерской скульптора Всеволода Петровичева Славникова. Савченко эта идея очень понравилась. Позднее Георгий Джангулов ее подхватил, декоративно обыграл, и в Андерсенграде появились дельфины.
Известно, что некоторые ваши скульптуры в Сосновом Бору появились при поддержке первого мэра города Валерия Некрасова.
— Да, это «Ника» на небольшой площади у храма и «Сосны», которые нашли свое место в здании мэрии (ныне — здание городской администрации).
«Нику» недавно обсуждали всем городом — когда появилась идея перенести ее на другое место. Но ветераны тогда дружно заступились за скульптуру и попросили ее оставить на месте.
«Нику» заказал для города Валерий Некрасов в преддверии 50-летия Победы, как памятник отдавшим жизнь за Родину в Великой Отечественной войне. У меня были сомнения насчет архитектурного решения стелы (они остались до сих пор), но и отказать Валерию Ивановичу не мог. Результат мог бы быть и лучше. Сейчас, если «Нику» всё-таки решили бы переносить, я бы и саму скульптуру сделал несколько иначе, и основание другим.
Символ нашего Соснового Бора, стоящий в здании мэрии, называется «Сосны». Но там ведь в группе есть и другие персонажи. Какова история этих сосенок?
— Как-то меня пригласил на встречу Валерий Иванович Некрасов. Я пришел с эскизом сосен, который ему так понравился, что он сразу пригласил для обсуждения архитектора Владимира Соколова. Ведь сосны — символ нашего города, было бы правильно поставить такую скульптуру в мэрии. Так семейство сосенок (их в композиции три) нашли свое место. Там действительно много и других персонажей — дятел, белочка, жук. Сосновый лес — это ведь дом для многих и разных представителей флоры и фауны. Еще там есть буквы: «тройное W» — Владимир Петровичев (скульптор), Владимир Соколов (архитектор), Виталий Гущин (активный участник создания скульптуры).
Сосновоборцы и гости города хорошо знают «Золотую рыбку», установленную на Ленинградской улице у здания Холдинга «Концерн Титан-2». Но мало кто знает, что у этой рыбки множество секретов.
— Сама Золотая рыбка — символ удачи, благополучия. У нее, если присмотреться, чешуйки — это монеты разных стран и эпох. Но у скульптуры есть скрытый смысл. С одного боку у рыбки — баловни судьбы вуалехвосты. С другой стороны стая мелких рыбок устремляется на глубину в поисках лучшей доли, и лишь один маленький ёршик устремляется вверх. Рядом можно прочесть надпись: «Следуй своей мечте». Ёршик — это символ движения к другим высотам.
Во дворе Дома детского и юношеского туризма и экскурсий «Ювента» установлена ваша скульптура с оригинальным названием «Старый башмак».
— Она поставлена по просьбе «Ювенты». Башмак настоящего туриста, прошедшего сотни километров в разных землях, создан с натуры. Второй вариант этой скульптуры был представлен на выставке в Союзе Художников Санкт-Петербурга под названием «Длинный петляющий путь». Символизирует нелегкую дорогу и идущих по ней людей.
На дюне перед ДК «Строитель» пару лет назад появились небольшие бронзовые белочки. Почему именно белочки и почему именно там?
— Белочки появились не по заказу, они возникли сами по себе как символ движения, быстроты, поскольку Сосновый Бор молодой и быстро развивающийся город. Место для них нашлось не сразу. Я их примерял сначала к дюне на Ленинградской улице, возле дома № 70. Но итоговое решение — на камнях на дюне возле ДК «Строитель», среди сосен, оказалось очень удачным. Они там прекрасно вписались. Получился гармоничный синтез ландшафта со скульптурой.
Ваши скульптуры украшают и площадь перед одним из самых значимых в стране предприятий — Ленинградской АЭС.
— Я считаю эту композицию творческой удачей. Это большая ответственность — поставить работы перед таким промышленным гигантом. Первой появилась скульптура ангела. Он с другими пятью моими работами сначала участвовал в конкурсе городской скульптуры и был в числе лидеров этого конкурса… Но скульптуру «на кольце» в Сосновом Бору так никакую и не поставили. А вот представителям ЛАЭС ангел понравился. И к 40-летию станции он появился на площади перед зданием ЛАЭС. Поначалу мнения насчет ангела были разные. Мне говорили: «ангелы — они не такие…». Но кто знает — какие они? Никто ведь ангелов не видел… А на этом ангеле атомной станции такая ответственность, он не может легко порхать…
Потом появились чайки — в фонтане перед входом на станцию. Чайки непростые, они символизируют человеческие устремления: одна смотрит в воду в поисках рыбки, другая уже поймала ее, третья пытается перехватить, группа чаек стремится в свободный полет. А ангел смотрит в сторону тех самых чаек с людскими устремлениями, все понимает и оберегает их.
По соседству с Сосновым Бором — в Ломоносовском районе — есть ваши работы, связанные с евангелическими символами.
— Одна из любимых моих композиций «Адам и Ева», находится в деревне Пеники в стеклянной башне, стоящей на месте старинного створа, установленного Петром I как ориентир для входящих в Кронштадт кораблей. А на пленэре рядом с моделью домика Петра I стоят фигуры «Вол исполненный очей», «Орел небесный» и «Огнегривый лев».
У вас много скульптур животных. Почему?
— Меня как скульптора в первую очередь волнует форма. А в природе много отправных точек, которые мы можем использовать как основу для творчества. Считаю себя прежде всего учеником природы и исследователем ее форм.
У Владимира Петровичева много скульптур и в других городах. Широко известны питерские кошка Василиса на Малой Садовой и спасшийся от наводнения зайчик в Петропавловской крепости, огромный тигр, стоящий во Владивостоке в бухте Золотой Рог на площадке перед Приморским театром оперы и балета, рядом с вантовым мостом… Но гораздо больше идей — уже воплощенных в том или ином материале в эскизах — еще ждут своего часа. Хочется верить, что все они найдут свое место в разных городах и будут долго радовать их жителей и гостей.
Читайте также: