Мы, жители города, обычно задумываемся о существовании коммунальных предприятий только в конкретных случаях: если нарушается качество предоставляемых ими услуг, если повышаются тарифы или возникают проблемы с оплатой.
Константин Подселихин: Утро начинается не с кофе
Поэтому о городском Водоканале мы вспоминали в прошлом году пару раз: когда из-под крана текла вода не того цвета, и когда платежки пришли не вовремя. Впрочем, принципиальные неплательщики и хронические должники, вероятно, даже не заметили отсутствия квитанций. А ведь из-за огромного долга населения в 48 миллионов рублей предприятие еле сводит концы с концами и, главное, уже не может гарантировать, что вода и стоки будут, как прежде, бесперебойно течь по трубам. Об этом и не только наш разговор с директором СМУП «Водоканал» Константином Подселихиным.
« Если в доме не будет отопления, это еще можно пережить, но если не будет приема стоков… Не случайно водоканальщики любят выражение «утро начинается не с кофе»
48
миллионов
рублей
должны жители сосновоборскому Водоканалу.
— Какую сумму в месяц Водоканал должен теоретически получать от населения?
— В месяц порядка 27,5 тысячам абонентов начисляется около 14 миллионов рублей. Но из месяца в месяц растет число неплательщиков: кто-то забывает заплатить, кому-то некогда, кто не считает нужным. В декабре и январе количество неплательщиков увеличилось из-за серьезного опоздания квитанций от ЕИРЦ (они должны приходить не позже 15 числа). Декабрьский сбор обычно был от 105 % до 112 % платежей, потому что многие в конце года гасили долги. Но также многие жители города в этом году из-за очередей в пунктах оплаты не смогли оплатить квитанции, и сбор составил 92,8 %.
А кроме физических лиц, у нас есть и крупный федеральный неплательщик — «Славянка». По исполнительному листу он должен заплатить около 2,5 миллионов рублей. Но, к сожалению, я не думаю, что эти деньги будут когда-нибудь получены — мы далеко не первые в очереди.
— А на что пошли бы все эти деньги у Водоканала?
— У нас очень много расходов, начиная с печати квитанций. Муниципальное предприятие обслуживает 77 километров водопроводных сетей, 84 километра бытовой и 104 километра ливневой канализации. У нас семь городских канализационно-насосных станций (КНС), две насосные станции ливневых стоков и целый комплекс очистных сооружений. Всю эту технику необходимо поддерживать в исправном состоянии, проводить запланированные ремонты. Нехватка денег сказывается на плановых работах по замене сетей, около 65 процентов которых составляют изношенные и ветхие.
— Что-то удалось отремонтировать в прошлом году?
— За прошлый год было проложено всего 1,14 километра водопровода на средства областного и местного бюджетов, и мы сами поменяли 0,3 километра: на Парковой была проблема и на Молодежной. Переложили магистраль: вместо старых стальных труб проложили нормальные ПНД (полиэтилен низкого давления). В 2015 году с последней аварии ушли 31‑го в десять часов вечера, а этой зимой эти участки отстояли.
Дело еще в том, что подачу ресурса на город осуществляет ЛАЭС. А там два года назад была проблема с насосами чистой воды — они не могли держать рабочее давление в городской сети. В связи с резкими скачками давления в сети происходят гидроудары, которые вскрывают все наши болевые точки. В позапрошлом ноябре по этой причине было 27 аварий. Тогда мы, конечно, покувыркались. Сейчас вроде бы как-то наладилось.
— Сколько, по-хорошему, нужно ремонтировать километров сетей, чтобы поддерживать их в нормальном состоянии? Известно уже, где будут проводиться ремонты в этом году?
— Чтобы сети не переходили в состояние ветхих (это официальное понятие), нужно ремонтировать хотя бы 5–6 километров в год. Мы заявились в областную программу проведения ремонтов сетей, но пока не знаем, сколько получим в виде субсидий. Если область даст деньги, то надеемся, что и местный бюджет поддержит, потому что тоже осознает важность этой проблемы.
— А еще же нужно гасить кредит в валюте, полученный на модернизацию очистных? Насколько помнится, «Маяк» писал об этом, администрация обещала помочь с оплатой разницы в связи с увеличившимся курсом евро.
— Компенсация курсовой разницы (мы брали кредит по курсу 44 рубля за евро) происходит уже после погашения очередного платежа. То есть сначала мы должны сделать платеж и только потом получим деньги.
— Выходит, не только «Водоканалу» должны денег, но и он сам должен?
— Существует дебиторская и кредиторская задолженность. Мы должны каждый месяц оплачивать ЛАЭС стопроцентное потребление воды, которая по коммерческим узлам учета получена на город. Но есть задолженность перед станцией около 8,5 миллионов рублей.
— С физических лиц получить долги легче?
— У судебных приставов находятся на исполнении судебные решения на сумму 2,1 с лишним миллионов рублей. Но их должным образом, к сожалению, не взыскивают. За прошлый год получили из них около ста тысяч рублей. Трудно сказать, почему так происходит.
— До передачи иска в суд вы как-то работаете с неплательщиками?
— Обязательно. Есть абонентская служба предприятия, в обязанности которой входит напоминание о необходимости оплаты за поставленные услуги, ведь не забывают люди заплатить в магазине за купленную колбасу. Мы напоминаем о задолженности в квитанциях. Предлагаем реструктуризовать долги, чтобы не доводить дело до суда.
— А если у человека действительно нет денег, идете навстречу?
— Мы составляем рассрочку платежа. Некоторые люди по ней платят, некоторые разок заплатят, а потом опять пропадают на долгий период. Но иногда приходит бабушка-должница (такие ситуации бывают часто), плачет, уже хочется свои деньги за неё отдать, а потом выясняется, что она живет в одной квартире, а две другие сдает и нигде не платит за воду.
— Часто говорится о такой мере борьбы с должниками, как установка заглушек в канализации. Вы её практикуете?
— Мы начали это практиковать еще четыре с половиной года назад. Да, ставим. Но часто после слышим что-нибудь типа «теперь буду выбрасывать с балкона». Бывает, и правда, выбрасывают. Иногда продолжают пользоваться туалетом, начинается подпор канализации, затапливают соседей. Да, это правомерно — ограничение водоотведения. Но мы не можем отключить воду. Наверное, мало что поможет, пока нельзя будет сделать это или не появится закон, упрощающий процесс взимания долгов. Или не изменится порядок оплаты. Сейчас мы сначала поставляем услугу и уже потом за нее должны расплатиться.
— Может быть, на неплатежи влияет и сокращение числа мест, где можно оплатить квитанцию?
— И это тоже влияет. Жители очень неплохо платили в «Русскобанке», «Констанс-банке», которые закрыли. Чем меньше пунктов оплаты, тем сложнее человеку заплатить за коммунальные ресурсы. Красиво звучит: заплатить с телефона, но для пенсионеров это часто невозможно…