Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
*Поля, обязательные для заполнения.
В результате водолазного обследования на носу судна обнаружен сильно поржавевший судовой колокол, название на котором не читается. На кормовой палубе обнаружены останки людей и элементы амуниции: фрагменты костей, обувь, одежда; а в кормовом трюме — военно-морское имущество: буи, параваны, ящики и т. д.
Идентификацию затонувшего транспорта ученые провели сравнивая характерные конструктивные элементы исследованного судна с историческими фотографиями «Ярвамаа», а также по анализу груза на борту и благодаря следам пожара в районе надстройки.
Эстонский пароход английской постройки, 1894 года.
В Таллине принял на борт около 800 человек, в основном военных моряков из штабов КБФ и Бригады торпедных катеров, а также флотское имущество и вооружение со складов в Таллине.
Вечером 29 августа 1941 года был тяжело поврежден ударами немецкой авиации, от попаданий авиабомбы загорелась центральная надстройка. Поздно вечером 29 августа подошедшие на помощь тральщики спасли с горящего «Ярвамаа» более 500 человек. К концу дня 29 августа на «Ярвамаа» помимо находившихся там пассажиров из Таллина, были спасшиеся с «Калпакса». Выгоревший и пустой «Ярвамаа» затонул утром 30 августа, переломившись пополам в районе носовых трюмов. Корма транспорта возвышается над грунтом, а переломившаяся носовая оконечность погрузилась в грунт до уровня палубы.
Всего участники поисковой экспедиции в мае 2021 года обнаружили в Финском заливе четыре судна участников Таллинского прорыва: санитарный транспорт «Калпакс» № 524, санитарный транспорт «Алев» № 511, транспорт «Ярвамаа» № 547 и транспорт «Атис Кронвальдс» № 563. Все четыре судна погибли 29 августа 1941 года от многочисленных ударов немецкой авиации.
Таллинский прорыв, целью которого была эвакуация основных сил Балтийского флота, произошёл в августе 1941 года. Тяжелейший переход кораблей из осажденного Таллина в Кронштадт — одна из наиболее трагических и вместе с тем героических страниц войны. Ценой больших потерь основную часть флота и личного состава удалось спасти. В результате операции погибли около 2,5 тысячи человек.
«Экспедиция планируется этапами в течение всего лета, то есть это и июнь, и июль, и август. Завершение 28 августа, в день начала Таллинского прорыва. Соответственно, мы надеемся, что будут обнаружены и обследованы большинство судов. И, естественно, на большинство из них будут спускаться для проведения траурных мероприятий водолазы с тем, чтобы можно было повесить таблички и возложить венки», — рассказал «Вместе.РФ» директор компании «Фертоинг» Артем Мельников.
Экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы. 180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте» организована Разведывательно-водолазной командой и Морской инженерной компанией ООО «Фертоинг» совместно с Русским географическим обществом, Фонд президентских грантов, компанией ПАО «Транснефть» и РОО «Таллинский переход».
Ранее «Маяк» сообщал о том, кто и как продолжает заботиться о послевоенных памятниках в окрестностях Соснового Бора.