Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
*Поля, обязательные для заполнения.
Правовая сторона вопросов, обсуждаемых на комиссии, отражена в федеральном законе об общих принципах местного самоуправления в РФ (№ 131-ФЗ от 06.10.2003 г.)
На очередном заседании рассматривалось требование этой общественной организации инициировать на территории Сосновоборского городского округа проведение местного референдума по вопросу предполагаемого строительства глиноземного завода в Ломоносовском районе как производства.
Проведение референдума — функция муниципалитета, а инициатива о его проведении может исходить от граждан, от общественных объединений или быть совместным решением главы администрации и совета депутатов.
На сегодня инициатива с чьей либо стороны о проведении референдума в предусмотренной законом форме, в избирательную комиссию и в совет депутатов не поступала. Но в принципе, если руководствоваться действующим законодательством, может ли данный вопрос выноситься на местный референдум? Представители общественного движения «Стоп РУСАЛ» считают возможным проведение референдума в Сосновом Бору, в частности — по аналогии с проведенным в 2003 году в Сосновом Бору референдумом о предполагаемом строительстве алюминиевого завода в Кингисеппском районе. Однако к общему мнению с другими представителями согласительной комиссии они не пришли.
И вот почему. В 2003 году вопросы референдумов, как и сейчас, также регулировались федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления. Но это был другой закон — № 154-ФЗ от 28.08.1995 г. (№ 131-ФЗ вступил в силу только с 2009 года, после переходного периода.)
Говоря по-простому, по сравнению с действующим, «старый» закон не был таким подробным, и полномочия различных видов муниципальных образований, полномочия области и муниципалитетов тогда не были четко разделены. (Неслучайно проведение тогда референдума в Сосновом Бору относительно завода в Кингисеппском районе никого не смущало).
Оба закона предусматривают проведение местных референдумов по вопросам местного значения. В «старом» к вопросам местного значения было отнесено «участие в охране окружающей среды», а в «новом» — «организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа». Также появилась новая формулировка: «принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования».
Вниманию участников совещания были представлены разъяснения Избирательной комиссии Ленобласти, подготовленные по поручению ЦИК РФ, о том, что результаты референдума в Сосновом Бору по теме глиноземного завода не будут иметь юридической силы на территории Ломоносовского района, то есть не повлекут за собой правовых последствий.
При этом закон не предусматривает одновременного проведения референдума по одному и тому же вопросу на территориях нескольких муниципалитетов.
Вместе с тем, вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, согласно статье 71 Конституции РФ, отнесены к совместному ведению РФ и Ленобласти, то есть теоретически вопрос о заводе может быть вынесен на областной референдум. Насколько это организационно выполнимо — другой вопрос.
Кроме того, при принятии решения о размещении на территории Ломоносовского района объекта, который может нанести вред окружающей среде, власти Ломоносовского района обязаны, согласно закону № 7 ФЗ «Об охране окружающей среды», учесть мнение населения или результаты референдума.
То есть получается, что проведение референдума в Сосновом Бору не соответствует закону, а в Ломоносовском районе — законно и способно повлиять на решение о строительстве завода. Согласно закону, «принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти…»
Читайте далее: