Этот снимок, сделанный мобильным телефоном, прислал читатель.
Отгремели «маршрутные войны». «Хозяйствующие субъекты» пришли к мировому соглашению, и теперь жители города могут ездить в междугородных автобусах без опаски. Пожалуй, это можно назвать единственным достижением пассажирских перевозок между Питером и Сосновым Бором. Без изменений осталась сомнительная комфортабельность таких поездок, явно не соответствующая их стоимости. Иначе подавляющее большинство сосновоборцев уже пересело бы из электричек в маршрутки.
Конечно, худой мир лучше доброй ссоры, но ситуацию, когда на одном маршруте работают два независимых перевозчика, иначе как странной не назовешь. От этого возникает множество проблем, пассажирам бывает нелегко разобраться, в автобусе которой из фирм его обслужили некачественно. Поэтому жалобы не всегда доходят по назначению. А значит, и меры принимаются тоже далеко не всегда. Руководители «Росс-Авто» и АТП «БАРС-2» уверяют, что пассажиры редко обращаются с претензиями на плохое обслуживание к диспетчерам их фирм. Зато в редакции такие жалобы далеко не редкость, и мы, пользуясь, случаем, доводим их до руководства компаний.
В час пик только по очереди
В часы пик (по утрам на остановке возле «Эльдорадо» и по вечерам в «Автово») попасть в число пассажиров «401» автобуса очень непросто. Приходится вставать в хвост длинной очереди и ждать, пока в одной из подходящих машин найдется свободное место. Раньше это объясняли изменениями в расписании электричек, ну а сейчас то что?
«Автобусов не хватает не всегда, а только в «пиковое» время. Они подходят по графику с интервалом в десять-пятнадцать минут и быстро заполняются, а люди не хотят ждать в очереди, каждый хочет уехать поскорее,— поясняет юрист одного из перевозчиков, АТП «БАРС-2», Александр Святославов.— Мы смещаем график, в крайних случаях выставляем на линию резервные машины». С ним солидарен и исполнительный директор ООО «Росс-Авто» Рашид Сабитов: «В «пиковое» время мы стараемся выставлять на линию больше автобусов».
Но «резерва» все равно не хватает. Проблему могли бы решить автобусы большей вместимости, но их у фирм-перевозчиков не очень много. Два просторных «мерседеса» имеются только у «Росс-Авто». У АТП «БАРС-2» лишь недавно появился КАВЗ и две «Авроры». Выставлять их на линию одновременно в самое напряженное время нельзя: у компаний существует четкая договоренность об очередности поездок.
Стоя и без билета
Но сесть в автобус — это еще половина дела. Дальше сплошная лотерея. Бывает, что сядешь и, зажав в кулаке билет, всю дорогу смотришь в окно или спокойно дремлешь. А возможен и другой поворот событий: без билета (водитель предпочел положить деньги в карман) два часа держать на коленях чужую сумку — водитель притормаживает каждые пять минут, подбирая очередного пассажира.
Почему же некачественное обслуживание так легко сходит с рук водителям, неужели с них за это не спрашивают, поинтересовались мы у руководства компаний?
Оказалось, за билеты спрашивают, потому что фирмы-перевозчики в этом заинтересованы (не зря же стоимость проезда всего за три месяца повысилась на пятьдесят рублей). Для этого регулярно проводятся проверки маршрутных автобусов. Зато «подсад» устраивает всех, кроме пассажиров. Билетов больше — прибыль существеннее. Прямо об этом не говорится, официально Рашид Сабитов и Александр Святославов объясняют подсадку по пути одинаково — заботой о пассажирах. Мол, стоит где-нибудь на остановке в Большой Ижоре бабушка или женщина с ребенком, как же их не взять?
А никто ничего не имеет против. По правилам перевозчик обязан забрать пассажира с остановки...при условии наличия в автобусе свободных мест. Правда, грустная практика показывает, что водитель будет собирать людей до тех пор, пока не набьет маршрутку битком. Александр Святославов объясняет необходимость подбора пассажиров по пути правилами пассажирских перевозок. По его словам, «401» не экспресс, поэтому обязан высаживать и брать людей на остановках. Но оформление экспресс-перевозок — дело хлопотное. Вот и считается, что раз люди готовы выкладывать 130 рублей за не самую комфортную поездку, значит, столько с них и надо брать.
В итоге езда по нашим разбитым дорогам в переполненной маршрутке, водитель которой умудряется, разговаривая по мобильному телефону, каждые десять минут тормозить для посадки-высадки пассажиров, считая при этом сдачу, превращается в сплошное мучение. Кому жаловаться?
И тут Рашид Сабитов снова оказался солидарен с Александром Святославовым: пассажирам необходимо передавать свои жалобы диспетчеру. В своей претензии необходимо указать номер автобуса и время поездки, по возможности — фамилию водителя. В этом случае руководители компаний-перевозчиков обещают тщательно разобраться в инциденте и, в случае необходимости, наказать водителя. От себя добавим, что для начала пассажиру предстоит выяснить, в какую именно компанию следует обращаться.
Пока гром не грянет
Пока что пассажиры маршруток остаются со своими проблемами один на один. Муниципалитет в виде СМУП «Автотранспортное» давно отказался от этого «убыточного» вида деятельности, а с глаз долой — из сердца вон. Отцам города, незнакомым с общественным транспортом, даже невдомек, какая опасность скрывается в набитом до отказа живыми людьми движущемся железном ящике. Вот бы, по примеру петербургского губернатора, заставить чиновников раз в неделю пересаживаться из своих машин в маршрутки? Тогда, глядишь, нашли бы способ контролировать массовые перевозки людей — им же проще обращаться в контролирующие автобусные перевозки организации, чем нам, простым смертным. Но это все мечты. Несбыточные.