Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
*Поля, обязательные для заполнения.
Нынешний ландшафт Глуховки весьма интересен. Казалось бы — маленькая речушка, протяженностью всего в несколько километров. Но ее берега и окрестности поражают разнообразием и красивыми видами. Здесь можно увидеть и дремучие низкие места с густым ельником по берегам, и высокие поросшие корабельными соснами песчаные дюны — остатки вероятно ещё доледниковой эпохи.


На заболоченных участках заросли ольхи, ивы и березы создают причудливые лабиринты, где прячется множество водоплавающих птиц. Есть и довольно широкие открытые пространства — подобие небольших озер, и даже острова на них.

Недаром значительная часть берегов Глуховки является любимым местом отдыха горожан.

Глуховка является отличным и редким примером сочетания разнообразных видов ландшафта и биоценозов на очень небольшой территории и могла бы стать отличным экопарком.
Русло этой короткой речки очень изменчиво и порождает немало вопросов. Первый: где ее исток? Как такового его нет. По мнению гидрологов, которые в 2025 году проводили исследование Глуховки, её наполнение обеспечивают подземные и дождевые воды. Много вопросов по конфигурации русла. Можно ли назвать эту речку самостоятельной? Не так давно общепринятое мнение гласило, что Глуховка является старицей реки Коваш. То есть руслом, по которому Коваш протекал ранее. Однако на ряде старинных карт эти реки прорисованы отдельно, с разными истоками и местами впадения в Финский залив. Причудливость русла впечатляет.
На карте Бергенгейма 1676 года деревня Устье стоит у небольшой кольцевой речки без имени, которая в двух местах соединяется с заливом севернее устья Коваша, образуя своеобразный большой остров.

Примерно ту же картину — два устья у одной Глуховки — мы видим спустя полтора столетия на пятиверстной топографической карте Шуберта 1834 года.
Однако на карте Санкт-Петербургской губернии 1770 года и на карте Финского залива из атласа Балтийского моря 1795 года Глуховка прорисована совершенно отдельной от Коваша небольшой речкой с одним устьем.


При этом есть свидетельства, что некогда Глуховка соединялась протоками с Ковашом по меньшей мере в двух местах. Хотя у них существенная разница в высотах. Известны две схемы этой местности — одна дореволюционная, вторая предположительно 60-х годов 20 века. На первой (кроки из собрания Городского музея) мы видим, что Глуховка четко соединяется с Ковашом задолго до его впадения в залив. Причем в месте впадения Глуховку пересекает железная дорога, ведущая от Калищенского стекольного завода к пирсу.

На более современной схеме времен начала строительства Соснового Бора (из собрания Музея Ковашевской волости) видно, что Глуховка соединяется с Ковашом протоками по обе стороны футбольного поля.

Не исключено, что изначально Глуховка была небольшой самостоятельной речкой, но временами её низинное русло соединилось с довольно изменчивым руслом Коваша.
Ещё одна загадка — была ли Глуховка судоходной? Ну, или хотя бы проходимой для небольших рыбачьих судов? Казалось бы, странное предположение — уж больно мала сегодня речка. Однако на карте 1907 года, созданной по изысканиям 1904 года ее русло от залива до деревни Устье по своей ширине выглядит не уже устья Коваша, а местами так и шире.

Судя по этой карте, широкий разлив Глуховки от деревни Устье до впадения в залив тянется не менее чем на километр, достигая местами в ширину не менее чем 100 метров. В пользу вероятной большой ширины Глуховки в прошлом говорит и название поляны, которая ныне располагается за СКК «Энергетик». Местные жители в послевоенные времена поляну называли Наволок и объясняли такое название тем, что на ней сушили вынутые (выволоченные) из воды суда.
И в заключение еще одна информация к размышлению. Почему, собственно, деревня Устье располагается не на берегу Коваша, а на берегу Глуховки, которая ныне выхода в море практически не имеет (не считая небольшого ручейка). Ведь явно название связано с устьем впадающей в залив достаточно крупной реки. Между тем, от нынешнего устья Коваша до деревни Устье далековато.
Читайте также: