Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Маленькая, но удивительная Коста-Рика. Как проходят практику английские студенты-зоологи

06.01.2022  -  10:02

«Маяк» старается публиковать в рубрике «Здесь был…» не просто истории о путешествиях, дальних странах и городах, но рассказы интересных людей, которые не только съездили куда-то на несколько дней по турпутевке, а поработали в другой стране, пожили в ней, погрузились в ее атмосферу. Выпускник кафедры энтомологии биолого-почвенного факультета ЛГУ (ныне СПбГУ) 1985 года Дмитрий Логунов работал в Новосибирске, а с февраля 2001 года работает куратором Энтомологии в Манчестерском Музее Университета Манчестера, Великобритания. Он с детства увлекался энтомологией, побывал в экспедициях и поездках во многих местах нашей страны и за рубежом, стал известным арахнологом — специалистом по паукам. Дмитрий Логунов много лет курирует третью по размеру и научной значимости коллекцию насекомых в Англии, сотрудничает с Институтом систематики и экологии животных СО РАН в Новосибирске и Зоологическим институтом РАН в Санкт-Петербурге, активно печатается в научных и научно-популярных журналах, в основном на английском. А ещё он преподает в Университете Манчестера и помогает университету в проведении летних полевых практик для студентов-биологов. Об одной из таких полевых практик Дмитрий Викторович рассказал читателям «Маяка».

На берегу Атлантического Океана. Национальный парк Манзанилла, Коста-Рика (июнь 2014). © Дмитрий Логунов
На берегу Атлантического Океана. Национальный парк Манзанилла, Коста-Рика (июнь 2014). © Дмитрий Логунов

В Коста-Рику со студентами

В Университете Манчестера, для студентов биологов-зоологов организовано несколько полевых практик в тропических и субтропических странах: ЮАР, странах Средиземноморья, Эквадоре.

Идея проведения полевой практики в Коста-Рике возникла в Манчестерском Музее в 2012 году. Один из наших кураторов — Андрю Грей — специалист по древесным лягушкам центральной Америки, много лет работал в Коста-Рике и имел полезные контакты там. Вместе с профессором нашего университета Амандой Бамфорд они решили организовать совершенно новый полевой курс для студентов второго курса. Создать полноценный курс без изучения насекомых и других беспозвоночных, конечно, невозможно. Поэтому Андрю и Аманда обратились ко мне и предложили присоединиться к их группе.

Фрин (в руке у Дмитрия Логунова) выглядит устрашающе, но это совершенно безобидное и не ядовитое создание близкое к паукам. Несмотря на неуклюжий вид, эти создания очень резки и очень быстро бегают. Rancho Tropicales, Коста-Рика (июнь 2016). © Дмитрий Логунов



Я, естественно, сразу согласился потому что, несмотря на то, что я, хоть, и профессиональный систематик с большим опытом полевой работы в разных местах, в тропиках мне ещё работать не приходилось. Университет рассмотрел заявку и программу нового полевого курса и поддержал идею. Так, в июне 2013 года, мы смогли провести нашу первую летнюю полевую практику в Коста-Рике.

Мы с нашей самой первой группой студентов на станции La Selva, Коста-Рика (июнь 2013). © Дмитрий Логунов


Обычно мы проводим в Коста-Рике около трёх недель в июне. Стараемся успеть до дождливого сезона, который начинается в конце июня — начале июля. Наш основной маршрут по Коста-Рике за прошедшие годы (а были мы там уже семь раз) немного меняется. Но неизменной остается последняя неделя, которую мы всегда проводим на биологической станции «La Selva», что в переводе означает всего-навсего «Джунгли».

Справка: Коста-Рика (в переводе с испанского означает «богатый берег») — маленькая страна, которая располагается на экваторе между Северной и Южной Америкой, с востока омывается Атлантическим океаном, с запада — Тихим. Природа Коста-Рики необычайно разнообразна, недаром ее называют «страна-заповедник». Здесь на небольшой территории можно увидеть пляжи, горы, вулканы, водопады, реки, долины, сухие и дождевые тропические леса… Эта полностью отказавшаяся от армии страна является одной из самых безопасных в Латинской Америке. Это самая биоразнообразная страна в мире: хотя Коста-Рика занимает всего 0.03% поверхности Земли, на этой территории она сохраняет не менее 4% мирового разнообразия всех животных и растений.

На берегу Атлантического Океана. Национальный парк Манзанилла, Коста-Рика (июнь 2014). © Дмитрий Логунов


Группа американских крокодилов (лат. Crocodylus acutus). И это не зоопарк! Крупные экземпляры могут достигать 5-6 м в длину. Коста-Рика (июнь 2018). © Дмитрий Логунов.



Тропическая природа отражается в ярких и неунывающих рисунках и тонах покрывал и настенных ковров. Такие можно купить вдоль дорожных развалов во многих местах страны. Коста-Рика (июнь 2018). © Дмитрий Логунов


Предварительная подготовка

Но прежде, ещё в Манчестере, каждый преподаватель (всего нас трое) должен встретиться со своими студентами, чтобы познакомиться и обсудить возможные темы будущих индивидуальных проектов. Я также показываю студентам некоторые коллекции коста-риканских насекомых, немного говорю о том, чем и как будем там заниматься. И главное, успокаиваю наших урбанизированных и никогда не видавших настоящей природы студентов. Для всех студентов — это первый, а для многих и единственный опыт проведения самостоятельных экспериментов/наблюдений в реально дикой природе. Видимо, поэтому студенты обычно «трясутся и боятся». Хотя по большому счету их полевая практика намного легче, чем, например, была наша студенческая практика в свое время на биофаке ЛГУ после 2 курса.

Еще, будучи в Манчестере мы, преподаватели, создаем сводную таблицу, где даются возможные темы для индивидуальных проектов, и студенты выбирают себе темы. Им предлагается выбрать 3 возможные темы, причем под номером 1 то, что больше всего хотелось бы изучать. Идеально, конечно, чтобы каждый выбрал то, что ему нравится (номер — 1). Но одни темы более популярны (лягушки, летучие мыши) другие меньше, а студенты должны быть распределены равномерно между преподавателями. Поэтому не всем везет заниматься именно той темой, которой хотелось бы изначально.

Университет Манчестера оплачивает студентам всю практику, кроме переезда. То есть, студенты должны за свой счет долететь до столицы Коста-Рики Сан-Хосе к конкретной дате и поселиться в конкретной гостинице. Первую ночь они, как правило, оплачивают сами, а всё остальное, с момента, когда курс начинается, уже оплачивает университет. В то числе и медицинскую страховку, и все другие страховки, которые необходимы.

Знакомство с удивительной страной

Коста-Рика — это малюсенькая в мировых масштабах территория (по площади она в пять раз меньше Англии), но совершенно удивительная по разнообразию животных и растений страна. Там зарегистрировано около 4% от всего мирового разнообразия животных и растений — это очень большое число. А сколько еще видов пока остаются неизученными… Ещё пример: на примерно 1000 квадратных километрах территории, в Коста-Рике вы можете встретить около 28 разных видов позвоночных. В других тропических странах эти цифры в разы меньше: в Эквадоре — 9 видов, в Колумбии — 3 вида, в Перу — 2 вида, а в Бразилии — менее одного вида.

Молодая Зеленая Игуана (лат. Iguana iguana), вид, который живет на деревьях, питается листьями и может достигать веса до 7 кг. La Selva, Коста-Рика (июнь 2017). © Дмитрий Логунов


Чайковый Пегий Канюк (лат. Leucopternis semiplumbeus) нечасто попадается в подлеске влажного тропического леса. La Selva, Коста-Рика (июнь 2014). © Дмитрий Логунов

Панамский Белолицый Капуцин (лат. Cebus imitator). Национальный парк Кахуита, Коста-Рика (июнь 2013). © Дмитрий Логунов

Обычно наша практика разделена на две части. В первой части мы вводим студентов в курс дела. Читаем лекции, показываем разные методы сбора и учета животных, проводим экскурсии — дневные и ночные, посещаем разные природоохранные учреждения. Например, некоторые частные национальные парки, где для наших студентов проводят туры. Или частный питомник-лечебницу для ленивцев.

Владелец частного питомника растений La Finca на каррибейской стороне (Порто Виехо, Коста Рика) ведет тур для наших студентов. (июнь 2014). © Дмитрий Логунов


Это очень интересно. Всё это делается для того, чтобы у студентов сложилась общая картина о биоразнообразии Коста-Рики и как его можно изучать, сохранять, улучшать. В этом смысле, экотуризм играет в Коста-Рике первостепенную роль. Например, в одном из частных национальные парков есть кабельная высотная дорога, которая провозит тебя в крону тропического леса (на высоту до 30-35 метров). Длительность одного такого тура — один час. Одно дело — находится в лесу и смотреть на деревья снизу-вверх, и совсем другое дело — когда ты оказываешься в подвесной «сидушке» на уровне кроны. Это дает новое, совершенно иное представление о тропическом лесе.

Канатная дорога сквозь кроны тропического леса. Rain Forest Adventure, Коста-Рика (июнь 2015). © Дмитрий Логунов


Обязательно посещаем Центр Тропических Сельскохозяйственных Исследований и Обучения (CATIE) Коста-Рики в городе Турриальба — это самый крупный сельскохозяйственный универститет в Центральной Америке, в котором очень много интересных вещей. Здесь я впервые в своей жизни встретил живого Коридала (Corydalus sp.). Это название — родом из детства, когда я читал о них в «Жизни Животных» Брэма — ну, очень неожиданная была находка! Потом я находил их неоднократно, но та, первая находка запомнилась.

Самец Коридала (лат. Corydalus sp.), сидящий на окне библиотеки Центра Тропических Сельскохозяйственных Исследований и Обучения Коста-Рики в городе Турриальба (июнь 2013). © Дмитрий Логунов


В Турриальбе так же, находится национальное хранилище семян Коста-Рики — коллекция, которая хранится при минусовой (-17°С) температуре. У этого университета есть также огромная коллекция живых сельскохозяйственных растений разных видов и сортов. Основная научная тематика центра — разработка новых сортов кофе. Сотрудники гибридизируют разные виды и сорта, получают нужный им сорт, который потом размножают эмбрионами, получеными из кусочков тканей листьев. Эмбрионы выращивают в ростки, которые потом продают на плантации кофе.

Внутри национального хранилища семян Коста-Рики в городе Турриальба, где образцы хранятся при постоянной минусовой (-17°С) температуре (июнь 2013). © Дмитрий Логунов


Жизнь в тропическом лесу

После первой обучающей недели мы переезжаем на северо-восток Коста-Рики на очень известную биологическую станцию «La Selva», которая была создана в 1968 году и принадлежит Университету тропических исследований Коста-Рики. У них по всей стране несколько таких станций, которые довольно хорошо организованы. Там есть лабораторные корпуса и жилые домики. Бытовые условия достаточно удобные. Студенты живут по 4 человека в комнате в домиках, а преподаватели живут в других домиках, в чуть более комфортных условиях. Питание очень качественное, трехразовое, есть души, постирочная, всё, что необходимо. Нам также выделяются свои учебные и лабораторный модули. Отвлекаться на быт не приходится, и можно полностью сконцентрироваться на учебном процессе.

Всё это располагается прямо во влажном (дождевом) тропическом лесу, который сильно отличается от привычных нам лесов средней полосы.

Характерная черта дождевого тропического леса — это большое количество эпифитов, растений, которые растут на ветвях деревьев, как эти бромелии, La Selva. (июнь 2013). © Дмитрий Логунов


Ходить по такому лесу, да еще в пересеченной местности, просто так невозможно. И не только из-за плохой проходимости. Зрелый тропический лес на самом деле не такой уж сильно заросший, как это нам представляется. Там огромное количество пальм, и этим он отличается от молодого, только еще разрастающегося леса. И он довольно прозрачный, то есть пространство для прохода в принципе есть.

Вот, так выглядит первичный низинный дождевой тропический лес центральной Америки, с большим количеством подроста из пальм, La Selva. (июнь 2013). © Дмитрий Логунов


Попадаются лианы, колючки, но идти можно. Но вот как ориентироваться в этом лесу? Я пару раз попал в ситуацию, когда чуть было не заблудился, едва сойдя с тропинки.

Большинство из нас знают Монстеру, как домашнее лианообразное растение. А вот, как Монстера выглядит в естественной для неё среде: дикой природе влажного тропического леса, La Selva. (июнь 2013). © Дмитрий Логунов


Поэтому на станции всё продумано. От лабораторных корпусов радиально расходятся тропы внутрь тропического леса. Сначала асфальтовые, примерно в метр шириной, потом глиняные, с хорошо пробитыми ступеньками (там же пересеченная местность). Эти тропы имеют маркеры — каждые 50 метров. И каждый имеет свой код. То есть, пока ты идешь по тропе, всё хорошо и понятно. По коду ты легко находишь на карте тропу (как бы она не петляла), а по цифре на маркере тебе понятно насколько далеко ты находишься от базового лагеря. Но если ступишь с тропы в сторону… Буквально один раз — о, что-то там интересное — я отошел на 10 метров и… где тропа??? Заблудиться можно в два счета. На самом деле, «La Selva» — это всего лишь небольшой, северо-восточный аппендикс огромного национального парка Браулио Каррильо, обширной заповедной территории, на которой до сих пор живут не только крупные дикие звери, такие как ягуары и тапиры, но и племена индейцев.

Ну, и конечно, нельзя не сказать о жаре и влажности. Сразу по прилету в Коста-Рику из Англии начинаешь ощущать себя как в парилке. Очень жарко, очень влажно, всё сырое. Это становится особенно явственно в низинной «La Selva». Но организм как-то достаточно быстро привыкает к этим ощущениям. Оказывается, и в таких условиях вполне можно работать.

Почувствовать себя натуралистом

В первую неделю мы предлагаем всем студентам побыть как бы натуралистами 19 века — мы считаем, что это очень полезно. Потому что студенты 2 курса, как правило, вообще еще практически ничего о природе, тем более тропической не знают. После двух лет учебы университете они уже немного разбираются в лабораторных методах, знают, как проводить некоторые лаборатоные анализы, слышали о статистике (но не достаточно). А вот к встрече с реальной природой практически никто из них не готов на 100%. Для студентов это настоящая проблема. Учим их методам сбора материала и другим вещам.

Демонстрирую студентам крупного саранчука из рода Конских Любберов (лат. Taeniopoda ruficornis), обычного вида городских парков, г. Турриальба, Коста Рика (июнь 2014). © Andrew Gray


Каждый студент ведет свой полевой дневник (как вели их в свое время знаменитые натуралисты). Когда ты сам делаешь зарисовку животного или растения и делаешь описание — это совсем другой взгляд на объект, чем когда ты что-то просто фотографируешь. Ты замечаешь и обозначаешь детали, что помогает запомнить объект.

Все знают, что такое имбирь. Как минимум, многим знакомы его корневища и их лечебные свойства. А вот, как выглядит имбирь лекарственный (лат. Zingiber officinale) в своей природной среде, мало кто знает. Национальный парк Манзанилла, Коста-Рика (июнь 2013). © Дмитрий Логунов


Обычно студентам дается задание — сделать в пределах 20 таких зарисовок и кратких описаний. Это могут быть насекомые, растения, птицы, лягушки, всё, что мы находим и видим во время наших экскурсий и туров.

Пушистохвостый Олинго (лат. Bassaricyon gabbii) — млекопитающее из семейства енотовых, Коста-Рика, La Selva. (июнь 2013). © Дмитрий Логунов


Конечно, никто не требует от студентов художественного изображения объектов. Простые научные зарисовки-схемы. И к рисунку — небольшое описание этой зверюшки или растения, в том числе и то, что можно вытащить из интернета — интернет на биостанции всегда есть. Потом этот свой полевой дневник они сдают преподавателю, и он составляет примерно 20% от их общей оценки за практику.

Опасности и приключения

Каждый раз, хотя мы приезжаем в одно и то же календарное время, место нашей практики выглядит по-другому. И почти никогда не повторяется то, что ты видел в прошлом году. Один год (2015) нас всерьез залило. Мы все-таки зацепили дождевой сезон. Как раз, когда студенты начали делать свои индивидуальные проекты, начался дождь и шел три дня без перерыва, сплошной стеной. Река поднялась на 10 с лишним метров, начала заливать базовый лагерь. Часть окрестных лесов были залиты глубоким слоем глиняной воды. Основные дороги в «La Selva» (а их всего три, и все через перевалы) начали заливаться и затекать глиняными оползнями. Две дороги уже были официально закрыты властями. Катастрофа! И тогда наш руководитель — профессор Аманда Бамфорд — приняла правильное решение о том, что мы должны срочно эвакуироваться. Мы вызвали наши автобусы и по последней, ещё открытой и проходимой дороге уехали в Сан Хосе. Через несколько часов после нашего отъезда последняя дорога была тоже официально закрыта властями. Уехали раньше времени, и студенты, естественно, не набрали нужный им материал. В тот раз схему оценки индивидуальных проектов струдентов и их докладов пришлось изменить.

Всего три дня непрерывного дождя, и река поднялась более, чем на 10 метров и начала заливать базовый лагерь. Залитыте места никогда не покрываются водой во время обычных дождей. В правой стороне снимка видны 2 вертикальных металических штыря, которые помечают места двух предыдущих самых серьезных наводнений станции за все ее годы существования. В итоге, наводнение 2015 оказалось вторым по мощности — ну, кто ожидал бы такого рекорда?! La Selva, Коста-Рика (июнь 2015). © Дмитрий Логунов


Но сбежали мы от потопа правильно и вовремя, иначе бы мы остались там на много недель, пока бы не разгребли глину и все дороги не расчистили.

Сделать проект и защитить его

В чем заключается индивидуальная работа студентов на практике? Каждый должен сделать индивидуальный научный проект. Каждый студент должен сформулировать идею — гипотезу, которую он будет проверять. Разумеется, такие идеи-гипотезы формируются студентами с помощью преподавателей (в этом также одна из наших задач!). Поэтому время подготовки на написание идей (и плана работы) — очень интенсивное, и для нас, и для студентов.

Рассматриваем со студенткой жука из семейства пассалида. Таких можно найти под корой упавших деревьев и под упавшими стволами. Турриалтико, Коста Рика (июнь 2017). © Amanda Bamford.


У студента есть примерно три с половиной дня на то, чтобы собрать данные в «поле». Это могут быть, к примеру, какие-то учеты: ночные, дневные… — в зависимости от того чем студент занимается — летучими мышами, лягушками, или жуками-навозниками.

Самый крупный (в размахе крыльев до 19 см) вид современных стрекоз (лат. Megaloprepus caerulatus). Вид известен тем, что эффективно охотится на пауков-кругопрядов. Подлетает к пауку, сидящему в центре своей сети, как вертолёт, хватает его ногами и улетает прочь, не задев липких колец паутины. La Selva, Коста-Рика (июнь 2016). © Дмитрий Логунов


Енот-ракоед или Агуара (лат. Procyon cancrivorus), обычный вид в прибрежных местообитаниях, часто попрошайничает у туристов. Национальный парк Кахуита, Коста-Рика (июнь 2015). © Дмитрий Логунов


Гребенчатый или Зеленый Василиск (лат. Basiliscus plumifrons) обычен по берегам рек. La Selva, Коста-Рика (июнь 2014). © Дмитрий Логунов


Как правило, два или три моих студента занимаются орхидными пчёлами, которых я обожаю. Это удивительные насекомые, которые биологически сильно отличаются от наших обычных медоносных пчел.

Самец орхидной пчелы Euglossa mixta — восхитителен своей ярко-синей металлической окраской. La Finca, Порто Виехо, Коста-Рика (июнь 2016). © Дмитрий Логунов


На станции хорошие лабораторные корпуса и прекрасная библиотека, которые сильно помогают студентам в работе. Также у нас с собой есть кое-какое оборудование и много книг. Современные студенты, увы, пользоваться книгами, похоже, не умеют. Всё ищется и смотриться, увы, только в интернете.

Собранный материал студент анализирует, здесь ему опять помогает руководитель. Потом студент пишет небольшой отчет — научную микрозаметку, но по всем правилам настоящей научной статьи: введение, материалы и методы, обсуждение, результаты. В отчете должно быть несколько простых таблиц, простых графиков, простейшая статистика, список литературы. Потом студенты сдают свои отчеты онлайн, и эти работы сразу встраиваются в университетскую систему, которая тут же проверяет их на плагиат.

В завершение практики каждый студент делает небольшую, пятиминутную презентацию — то есть публично представляет свою работу перед оценочной комиссией из преподавателей и ребятами из своей группы. Все они волнуются… Но это очень хороший тренинг — умение говорить на аудиторию — то, чего нам в нашем студенчестве не хватало в советском образовании.

После этого практика заканчивается, мы возвращаемся в Сан-Хосе, и все разъезжаются.

Сувенирные развалы в центре Сан Хосе, Коста Рика. Здесь можно найти много всякой экзотики. (июнь 2014). © Дмитрий Логунов


Как правило, студенты не сразу летят домой в Англию. Многие ещё в Панаму едут, в Мексику и в другие места, кроме Коста-Рики, но уже за свой счет.

А я возвращаюсь к себе в музей к обычной работе с надеждой снова вернуться в этот удивительный тропический мир, который никогда не сможет наскучить и где такой простор для работы зоологов и многих других ученых.

Орхидные пчелы — парфюмеры от природы

Орхидные пчёлы — это настоящие пчёлы, у которых самки, как положено, имеют жало, а самцы (=трутни) без жала. В отличии от всем известной медоносной пчелы, орхидные пчёлы не живут большими колониями, в которых есть матка и рабочие пчёлы. Обычно несколько самок одного вида делают общее гнездо — комммунальную квариру — в котором каждая занимается только своим потомством. Изготавливает собственные соты, заполняет их медом и пергой и т. д. Зато защищать гнездо от внешних врагов общими усилиями легче. Орхидные пчёлы очень ярко окрашены. Обычно они металлически блестящие, ярко зеленого, синего, бронзового и других цветов — настоящие летающие драгоценности. Внешне они даже не похожи на пчёл. Живут орхидные пчёлы только в Центральной и Южной Америке.

Но самое интересное — это необычное поведение самцов орхидных пчёл. Трутни — они и есть трутни, чего от них ждать? Ан нет. Трутни орхидных пчёл — необычаные трудяги! Каждый за день облетает сотни цветов, иногда за 10 и более киллометров от основного места пребывания. Самцы не собирают нектар и не делают мёд, как самки. Они собирают … ароматы и делают «духи» собственного производства. Парфюмеры, одно слово!

Самцы орхидных пчёл Euglossa ignita собирают ароматы с растения, Турриальба, Коста-Рика (июнь 2014). © Дмитрий Логунов.


«Духи» у каждого самца многокомпонентные, часто состоят из 10-12 разных ароматов. И успех самца у противоположного пола зависит от качества его духов, о чём, конечно, будет решать самка и выбирать самца по качеству предложенных им «духов». Так что, стоит постараться… Когда самец собирает ароматы, он облетает огромное количество цветов и заодно опыляет их. Роль орхидных пчёл, особенно самцов, в опылении тропических растений не оценима. Примерно 20-25% орхидей опыляются только орхидными пчёлами. Отсюда название этих пчёл.

Самец орхидной пчелы Eulaema bombiformis внешне напоминает шмеля и, видимо, занимает экологическую нишу, которую заняли бы шмели в Коста-Рике, если бы они там были. Настоящих шмелей (кроме одного вида) в Коста-Рике нет. Эта орхидная пчела — один из немногих видов насекомых, которые способны опылять цветы бразильского ореха. La Selva, Коста-Рика (июнь 2018). © Дмитрий Логунов

Читайте также:

  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика