Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Перуанские заметки: от тропиков до высокогорий

25.11.2022  -  18:49

Путешествие на другой континент кажется многим необычным и практически несбыточным. При одной только мысли об этом возникает множество вопросов и страхов. Но на самом деле всё может оказаться значительно проще, чем представляется. Небольшая компания друзей из Петербурга в 2014 году без гидов и «своим ходом» проехала по огромной территории далёкой и экзотической для нас страны Перу на южноамериканском континенте по вполне бюджетному варианту; от тропиков до высокогорья, от столицы страны до легендарного и таинственного города инков Мачу-Пикчу. И привезла удивительные фотографии и множество впечатлений, о которых рассказал участник поездки Дмитрий Логунов, энтомолог и сотрудник Зоологического Института РАН (Санкт-Петербург). Путешествие длилось почти 3 недели.

Мачу-Пикчу - потерянный город инков среди облаков. Он находится на вершине горы, профиль которой с определенного ракурса напоминает лицо человека, смотрящего в небо, 2014. © Дмитрий Логунов
Мачу-Пикчу - потерянный город инков среди облаков. Он находится на вершине горы, профиль которой с определенного ракурса напоминает лицо человека, смотрящего в небо, 2014. © Дмитрий Логунов

Почему Перу и необходимые условия

Идея поехать в Перу возникла во время очередной встречи с друзьями. Ехать решили в октябре 2014 года. Перу было выбрано не только потому, что страна сама по себе очень интересна, но и потому что россиянам не нужно делать визы в Перу, достаточно загранпаспорта. Этот момент был важен для одного из участников. Мы отправились туда компанией из 6 человек: четверо мужчин, двое из них со своими жёнами. Люди все солидные и заслуженные. Так, среди участников было два питерских писателя, один из которых — главред известного в городе издательства, а также крупный учёный и директор института СО РАН.

Не скажу, что наше путешествие было распланировано в деталях. Конечно, мы представляли маршрут в самых общих чертах, а всё необходимое: транспорт, гостиницы, питание устраивали уже по ходу. То есть, элемент экспромта в нашей поездке был очень высоким. В целом, нам всё удавалось без особых проблем, потому что одна из участниц была профессиональной переводчицей с английского и испанского. На её плечи легли все переговоры по бронированию гостиничных номеров, причем обычно прямо из машины по телефону, по мере приближения к очередному населенному пункту, где мы решали остановиться. Она же всегда договаривалась о меню в кафешках и ресторанчиках, где нам хотелось перекусить. Владение испанским хотя бы одним членом группы оказалось важным условием, потому что ни на английском, ни на русском языках в Перу не говорят.

Вторым условием была машина, так как мы намеревались путешествовать по стране самостоятельно. В Перу можно водить при наличии российских международных прав. Прилетев в Лиму, мы первым делом занялись поисками подходящей машины. Учитывая, что наш маршрут должен был проходить по горной и, возможно, пересечённой местности, мы попытались арендовать большой внедорожник, но не смогли. Оказалось, что в это время — в октябре — там был ещё достаточно активный туристический сезон, и аренду нужной нам машины надо было точно делать заранее. Поэтому пришлось довольствоваться микроавтобусом хюндай Н-1 с задним приводом. Зато в нём имелось три ряда сидений, на которых и мы, и наше барахло легко разместились. В итоге, на этой машине мы проехали более трёх тысяч километров по южной части Перу, в том числе — по высокогорьям.

О тревожных и не очень эпизодах


Любого путешественника Лима встречает яркими и необычными граффити. Октябрь, 2014. © Дмитрий Логунов

Маршрут наш начинался из Лимы.

Сначала двигались на юг по Панамериканскому шоссе, через Наску до Арекипы, потом свернули на северо-восток, в Куско.

Плантация опунций вдоль Панамериканского шоссе, Перу. Возможно, не все знают, что плоды опунций довольно вкусны; их здесь называют «туна». Октябрь, 2014. © Дмитрий Логунов


Подобные загадочные постройки встречаются повсеместно вдоль Панамериканской трассы. Мне так и не удалось понять, что это? Напоминают «дачные» постройки, но так ли это, выяснить не удалось. Октябрь, 2014. © Дмитрий Логунов

Из Куско поездом съездили в Мачу-Пикчу. И из Куско же на машине сгоняли в Пуэрто-Мальдонадо, который находится в зоне низинного тропического леса. Заранее маршрут в подробностях мы не изучали, знали только какие именно места хотим посетить.

Каньон в долине реки Колка (Colca canyon) в Перу — древний очаг человеческой цивилизации. Местные жители продолжют возделывать ступенчатые террасы, называемые анденами, которые существовали здесь ещё до инков. Октябрь, 2014. © Дмитрий Логунов

Настороженность и определённая тревожность были, конечно. За время пути случались разные ситуации, от казусных до довольно серьезных. Но ничего плохого с нами не произошло. Расскажу о некоторых эпизодах.

В первые дни в Лиме мы пару раз посетили исторический центр — Пласа Майор (Plaza Mayor). Добирались туда на такси. Все чинно, прилично и безопасно, как в любой европейской столице. Однако, к нашему удивлению, мы обнаружили, что весь исторический центр, буквально на несколько кварталов от площади во всех направлениях, серьезно охранялся по периметру вооруженной военизированной полицией.

Исторический центр Лимы по периметру охраняется военизированной и вооруженной полицией. Октябрь, 2014. © Дмитрий Логунов

Странно было видеть людей с автоматами и бронемашинами. Гуляя по одной из улиц, мы хотели перейти в соседний квартал. К нам сразу подбежали местные и сказали, что за пределы этого квартала туристам не рекомендуется выходить. Небезопасно! В чём именно таилась опасность, мы не стали разбираться на своем опыте. Хотя догадаться было не сложно — могли ограбить средь бела дня.

По степени безопасности и, конечно, стоимости проживания Лима разделена на неравноценные районы. Например, Мирафлорес (Miraflores) — это самый богатый район Лимы. Мы там тоже коротко побывали. Очень красиво, много разных кафе и ресторанчиков, прекрасная океанская набережная.

Тихоокеанское побережье Лимы в районе Мирафлорес, Перу. Октябрь, 2014. © Дмитрий Логунов

Однако, когда вечером мы захотели вернуться оттуда в нашу гостиницу на авеню Ареналис (Av. Los Arenales, Jesús María), найти такси оказалось непросто. Местные таксисты отказывались ехать в нашу гостиницу, аргументируя тем, что там небезопасно (видимо, в сравнении с Мирафлорес). А возможно, просто не хотели иметь дело с «гринго».

А это — мобильные мороженницы. Их полно в Лиме и других городах Перу. Октябрь, 2014. © Дмитрий Логунов

Вид из гостиницы в Лиме, где мы остановились. На крышах, оказывается, тоже живут люди. И это не Карлссоны, но могу ошибаться. Октябрь, 2014. © Дмитрий Логунов

В историческом центре Лимы с нами произошел забавный эпизод. Мы направлялись к кафетерию и, проходя через небольшой парк, заметили мужчину, стоявшего на деревянном ящике и что-то громко вещающего на весь парк. Остановились, прислушались. И наша компаньон-переводчица сообщила, что мужик говорит про … Россию. А именно, что всем странам надо брать пример с России в том, как противостоять США и отстаивать свои национальные интересы, что надежды всего мира вновь устремлены на нашу страну, т.д. Увы, похоже, что кроме нас эмоциональное выступление оратора никого не заинтересовало. Зато у нас возникло ощущение, что отношение к русским в Перу — возможно лучше, чем в большинстве европейских стран. И это подтвердилось, когда мы попали в Куско.

В Куско — исторической столице инков — мы провели несколько дней. Во всех местах, где мы останавливались, старались посещать небольшие кафешки, которыми пользуются сами местные жители. Однажды вечером на маленькой улочке Куско мы зашли в кафе в подвальном помещении, которое заметили издалека, поскольку туда заходил местный народ. Спускаемся вниз всей нашей компанией и попадаем … в кабак. Со стороны мы, видимо, выглядели как типичные «гринго»: белокожие, крупные (особенно один из нас), с фотоаппаратами на пузах. Попадаем в небольшой зал, битком набитый мужиками, человек двадцать, не меньше. И гомон такой типичный стоит: обстановка классического «пивняка». Мы спустились, и вдруг наступило гробовое молчание, все повернулись в нашу сторону, и в воздухе повисло напряжение. Сделав вид, что ничего не заметили, мы сели за столики в отдалении. К счастью, всё быстро разрулилось. Местные подослали к нам двоих: «Вы откуда?» Немного поговорили, после чего эти двое сделали отмашку остальным: всё нормально, русские! Народ в пивняке сразу расслабился, отвернулся, и снова пошёл гул. Больше на нас никто не обращал внимания.

На пути от Каманы в Арекипу, на трассе 115 (Via Serro Verde), по обеим сторонам от дороги встретился необычный ландшафт: белые месяцеобразные барханчики, совершенно без растительности, состоящие из как бы заботливо просеянного песка.

Белые песчанные барханчики на пути от Каманы в Арекипу, трасса 115 (Via Serro Verde). Октябрь, 2014. © Дмитрий Логунов

Решили остановиться и посмотреть. Минут 10-15 бегали и фотографировали. Возвращаемся к машине, а она одной стороной тонет в грунте. Мы оставили её двумя колёсами одной стороны на дороге, а двумя другими на обочине — и эти колёса уже погрузились в песок почти по ось. Что делать? Начали выкапывать, но машина продожала погружаться. И тут в противоположную сторону едет длинновоз, дальнобойщик. Останавливается: что у вас произошло? Обычный мужик — чёрный, загорелый — говорит нам: спокойно, сейчас всё сделаем. Сдает задом к нашей машине, достает трос. Пока мы привязывали трос, подъехали два полицейских на мотоциклах. Остановились потому, что увидели, что что-то необычное происходит с машиной туристов. Надо ли помочь? Мы объяснили, что увязли в песке. Полицейские оставались с нами, пока дальнобойщик нас не выдернул. Мы встали на твердое покрытие, пожали руку дальнобойщику — от платы он отказался — погрузились и поехали дальше. Такая вот взаимопомощь на дороге.

Кстати, эти длинные фуры иногда создавали и опасные ситуации. В одном месте мы ехали вверх по серпантину, с правой стороны — пропасть, а навстречу и вниз ехал длинновоз. И вот, на резком повороте он нас чуть было не вытолкнул в пропасть. Возникло ощущение, что он нас просто не заметил. Мы чудом не сорвались в пропасть. Точнее, спасло нас мастерство нашего водителя.

Ещё был один весьма тревожный момент, о котором нас предупредили местные. Это случилось на обратном пути из Куско в Лиму. Решили возвращаться не тем же путём, делая большую петлю через Арекипу, а срезать маршрут напрямую, на юго-запад до Наски через плато, чтобы сразу попасть на Панамериканское шоссе. Путь лежал через селения Абанкай, Чальуанка и Пукио и проходил по высокогорной пампе. Местные начали нас стращать: «Вы что, какое плато?! Там банды останавливают туристические машины и автобусы и грабят туристов». Правда это или нет, мы так и не узнали. Мы тогда настроились, подготовились, и всё же проехали через плато, но без остановок, хотя по пути проезжали очень интересные места. Остановились только раз в одном селении, чтобы поесть. К счастью, в пути никто нас не остановил.

Во всех населенных пунктах были небольшие проблемы другого сорта, связанные с местным транспортом. Когда заезжаешь в маленькие городишки, там везде мечутся вдоль и поперёк мотороллеры с крытым сиденьем сзади — по сути, «моторикши», хоть это и не юго-восточная Азия. Поэтому мы прозвали их тук-туками, как их азиатских собратьев.

Их там тысячи, и они двигаются в разных направлениях, напоминая броуновское движение. Ехать по такой дороге на машине достаточно некомфортно и даже нервозно. Но для перемещения по перуанским городам тук-туки очень даже удобны, как вариант такси, и мы пользовались ими регулярно. В каждый тук-тук легко вмещается два пассажира с поклажей.

Тук-туки — гроза автомобилистов во всех городах Перу. Просто их много, и ездят они во всех направлениях, путаясь под колесами «нормальных» автомобилей. Октябрь, 2014. © Дмитрий Логунов

Высота и другие впечатления

Одна из особенностей поездок по Перу, о которой нужно обязательно знать: вам придется ездить по выскогорьям Анд. И вы обязательно окажетесь на высотах в 4-4,5 тысяч метров, а то и выше.

Некоторые из нас плохо переносили высоту, даже несмотря на то, что мы специально на пути в Куско останавились на пару дней в Арекипе для адаптации к высоте. Увы, этого было явно недостаточно. Арекипа — второй по величине город Перу — находится на высоте примерно 2300 м над уровнем моря. Но когда за час-два мы оттуда поднимались в высокогорную пампу, признаки горняшки появлялись практически у всех: легкое головокружение, все движения становились такими… плавными. Одна из наших спутниц на высоте около 4,5 километров буквально лежала на заднем сиденье и не могла пошевелиться. А перуанцы там ведь ещё и живут, на такой высоте! У них есть хорошее средство для поддержания бодрости — чай из листье коки. Он там продаётся везде. Его можно купить в лавочках или заказать в кафе, и продаётся такой чай официально и легально. В Куско есть даже Музей Коки. В любой гостинице чай из коки всегда подается на завтрак наравне с другими напитками. Из коки получается очень бодрящий напиток, что особенно важно на высоте, когда движения у тебя становятся как у сомнамбулы.

Чай из листьев коки — великолепное средство для поддержания тонуса путешественника в высокогорной местности (слева); указатель направления в Музей Коки в городе Куско. Октябрь, 2014. © Дмитрий Логунов

Будучи в Перу, мы проехали несколько климатических поясов и зон, низинный и горный ландшафт: тропические леса, песчаные барханы без растительности (см. выше), пустынные зоны с большими толстыми кактусами и другими суккулентами, пампасы — горные степи на высотах в 4,5-5 километров, и даже ландшафты непонятного происхождения.

Кактусы в Перу обычны в горных пустынных ландшафтах. Эти заросли кактусов нам попались в каньоне Колка (Colca canyon). Октябрь, 2014. © Дмитрий Логунов

Пустыня Наска всемирно известна своими гигантскими геометрическими и фигурными изображениями (геоглифами), которые, конечно, надо рассматривать с самолета. А иначе, видны только светлые полосы, как на этой фотографии. Октябрь, 2014. © Дмитрий Логунов


Вот так выглядит пампа — высогорная степь Анд в Перу, трасса 34E Арекипа-Чивай, высота 4600 метров. И здесь люди тоже живут. Октябрь, 2014. © Дмитрий Логунов

И даже на таких высотах проходят хорошие автомобильные трассы. Разнообразие природных ландшафтов Перу поразит любого путешественника, особенно биолога.

Такой странный и, возможно, частично рукотворный ландшафт нам встретился в Андах, Перу, трасса 34E Арекипа-Чивай, высота около 4000 метров. Октябрь, 2014. © Дмитрий Логунов

От Лимы Панамериканское шоссе идет на юг вдоль берега: слева — песчаная или каменистая пустыня, которая упирается в практически вертикальную стену Анд, а с другой — пустыня и Тихий океан. Зачастую дорога подходила очень близко к океану, буквально 50-100 метров от воды. Очень хотелось макнуться в океан, не думая, конечно, что вода могла быть и холодной. Однажды мы всё же сделали остановку возле океана, решили: ну что мы паримся в жару, искупаемся. Там дорога сворачивала к самому берегу по крутому склону с кактусами, упираясь в пляж. И вот, пока я занимался фотографированием огромных кактусов, мои друзья разоблачились и кинулись в воду. Но вода оказалась очень холодной, и, увы, купания не получилось.

По пути из Лимы в Ику мы заехали в национальный парк Паракас (Paracas National Park), который находится чуть южнее поселка Писко, регионального центра виноделия, на берегу океана. Здесь мы смогли вблизи увидеть перуанских пеликанов (лат. Pelecanus thagus).

В национальном парке Паракас можно встретить перуанских пеликанов (лат. Pelecanus thagus), которые сидят на прибрежных скалах (слева) или на cмотровой площадке на Красном Пляже, возле рыбного ресторана (справа). Октябрь, 2014. © Дмитрий Логунов

Также посетили смотровую площадку на Красном Пляже (Mirador Playa Roja) и, конечно, местный ресторанчик, который славится в округе своей рыбной кухней. Из свежеотловленной рыбы там можно выбрать любую на собственный вкус, и её тут же приготовят для вас. На этой смотровой площадке возле ресторанчика было огромное количество пеликанов, которые в позах ожидания сидели группами и поодиночке. А секрет был прост: они ждали, когда рыбаки подвезут очередной улов. Поэтому они там и сидят, никого совершенно не боятся, и даже можно сказать, ведут себя довольно нахально.

В перуанских Андах нам, конечно, попадались ламы, викуньи и альпаки.

Жительница Куско с ламой (лат. Llhama lhama). Ламы были одомашены инками, которые использовали их как вьючных животных. Октябрь, 2014. © Дмитрий Логунов

Викуньи (лат. Vicugna vicugna) встречаются в высокогорьях Анд. Во времена инков, их тончайшая и высококачественная шерсть использовалась исключительно для изготовления одежды высокопоставленных вельмож. Перу, Анды, трасса 34E Арекипа-Чивай, высота 4600 метров. Октябрь, 2014. © Дмитрий Логунов

Альпаки (лат. Llhama pacos) были одомашнены еще инками, но разводятся до сих пор. Они ценятся за свою шерсть, которая похожа на овечью, но нежнее и намного легче. Альпак часто пасут в смешанных с овцами стадах (фото вверху). Перу, Анды, трасса 34E Арекипа-Чивай, высота около 4000 метров. Октябрь, 2014. © Дмитрий Логунов

Созерцание этих грациозных животных не может не восхитить, особенно когда видишь их вживую и вблизи в первый раз. Все они относятся к семейству верблюдовых (Camelidae) и являются потомками верблюдов, которые несколько миллионов лет назад мигрировали на территорию Южной Америки через Панамский перешеек. Он в то время представлял собой саванну и много животных саванного типа — верблюды, слоны, кошачьи и другие — мигрировали на юг. Ламы и альпаки были одомашнены человеком много веков назад. До 16-го века, пока на контитенте не появились европейцы, ламы использовались как основной гужевой транспорт. В отличие от центральноазиатских верблюдов, ламы довольно слабые и едва ли могут нести груз более 25 кг, но более сильных домашних животных у инков не было. Альпак же держали в основном ради шерсти и мяса. Внешне альпаки напоминают обыкновенную овцу, но с длинной шеей. И по размеру примерно такие же, только, пожалуй, чуть повыше — верблюд, всё же! Их часто пасут в смешанных с овцами стадах. У альпак шерсть прекрасного качества, мягкая и теплая. В Перу из неё делают теплую одежду и одеяла. Мы, разумеется, не удержались и купили некоторые вещи, сделанные из шерсти альпак: шапочки, шарфики и прочее, которые там продают на каждом углу.

По высокогорным дорогам Анд то и дело попадаются развалы с предметами народных промыслов и предметами, сделанными из шерсти альпаки. И выбор замечательный, и цены демократические. Октябрь, 2014. © Дмитрий Логунов

Пожалуй, особое впечатление на меня произвели болотные пальмы, на местном наречии — aguaje palms. Эти пальмы действительно растут на болотах либо по берегам рек и озёр, прямо из воды, чего я раньше никогда не видел. У них два типа корней: длинные, до 40 метров корни, с помощью которых они закрепляются в грунте, и надводные корни, с помощью которых пальмы дышат. Плоды этих пальм съедобны, и каждое дерево может произвести до 200 кг плодов ежегодно. Их собирают и используют в пищу местные жители, составляя при этом конкуренцию обезьянам и попугаям, которые тоже не прочь полакомиться этими плодами. Вот у нас в России на болото ходят за клюквой, а в Перу — за плодами болотных пальм.

Низинный тропический лес с болотной пальмой (лат. Mauritia flexuosa) на берегу озера Сандовал (Sandoval Lake), национальный заповедник Тамбопата (Tambopata National Reserve), юго-восточный регион Мадре-де-Диос, Перу. Октябрь, 2014. © Виктор Стасевич


Скопление бабочек-белянок (семейство Pieridae) на глине. Таким образом бабочки получают необходимые им минеральные элементы. Национальный заповедник Тамбопата (Tambopata National Reserve), юго-восточный регион Мадре-де-Диос, Перу. Октябрь, 2014. © Виктор Стасевич


В Перу такого паука-птицееда из рода Pamphobeteus можно встретить в низинном тропическом лесу национального заповедника Тамбопата (Tambopata National Reserve), юго-восточный регион Мадре-де-Диос. Паук не опасен для человека, если не хватать его руками. Октябрь, 2014. © Дмитрий Логунов

Куско — древняя столица инков

В Мачу-Пикчу мы отправились из Куско — древней столицы Империи Инков. Но сначала побродили по самому Куско, изумляясь седой древности этого города. Доказано, что люди селились здесь ещё 3 тысячи лет назад. По легенде, основателем Куско был легендарный Манко Капак (Manco Cápac, годы жизни: 1181-1231) — первый Инка и основатель государства инков.

Памятники легендарному Манко Капак (Manco Cápac), основателю государства инков, можно найти во многих городах Перу. Слева — г. Мачу-Пикчу, в центре — г. Куско (площадь Пласа де Армас), справа — музей инков в г. Куско. Октябрь, 2014. © Дмитрий Логунов

В Куско впечатляет всё, особенно здания в историческом центре города. Первые этажи — остатки инкских построек: они составлены из камней, часто огромных, но подогнанных так плотно, что даже нож между ними не просунешь, А верхние части зданий были уже надстроены испанцами.

Мегалитическая кладка в городе Куско. Основа здания построена во времна Империи Инков, всё, что выше — испанцами. Камни подогнаны друг к другу так плотно, что между ними невозможно вставить нож. Октябрь, 2014. © Дмитрий Логунов

Походили по музеям Куско. Удивили портреты инкских вождей, сделанные в своё время испанцами. Эти вожди совершенно не похожи на современных индейцев. Большинство местных жителей, которых мы встречали в пути, были преимущественно низкорослыми и коренастыми. А инки с портретов в музее были явно другими. У вождей были заметно вытянутые лица, длинный нос, и совсем не узкий разрез глаз. Но и на европейцев они тоже не похожи. Возможно, это была какая-то особая раса людей. Они-то и были инками — создателями и держателями высокой культуры, знатоками астрономии, медицины и других наук. Конкистадоры их уничтожили, и исчезла цивилизация инков.

Одна из улочек в исторической части Куско, Перу. Как ни удивительно, автомобили тоже по ней ездят. Октябрь, 2014. © Дмитрий Логунов


Такое необычное использование кактусов мне было не известно до поездки в Перу. Кактусы высаживают на верхней кромке глиняных и каменных оград, видимо, создавая труднопреодолимую преграду для воришек. Но возможно, их высаживали там просто для красоты? Куско, Перу. Октябрь, 2014. © Дмитрий Логунов

Куско находится на высоте около 3300 тысяч метров, не так высоко, как высокогорная пампа. И всё равно, в Куско во время сна бывало ощущение, что у тебя подушка лежит на груди — тяжеловато дышать. Горняшка настигала нас и здесь. А когда на обратном пути мы быстро поднялись в Куско прямо из тропиков Пуэрто-Мальдонадо, с высоты 100 метров, неадаптированные, вообще было невозможно спать — будто что-то всю ночь давило тебе на грудь.

До сих пор в Перу остались поразительные древнеинкские дороги, выложенные из камней и тянущиеся на огромные расстояния, например, от Куско до Мачу-Пикчу — более чем на 100 километров. Но на современной машине по ним не проедешь. Дороги узкие, полтора-два метра шириной, достаточно, чтобы смогли разойтись две груженые ламы.

Каменные дороги, постороенные инками, до сих используются в качестве пеших маршрутов для туристов. Перу, Мачу-Пикчу. Октябрь, 2014. © Дмитрий Логунов

Такие хорошие каменные дороги были выложены инками по всей стране. К сожалению, именно развитая дорожная сеть Империи Инков помогла испанцам быстро завоевать и уничтожить эту уникальную цивилизацию. Сегодня по этим дорогам проложены туристические пешие маршруты.

Удивительный поднебесный Мачу-Пикчу

Вокруг Куско горный ландшафт, сплошные пампасы. Но когда садишься на поезд и едешь из Куско в Мачу-Пикчу (около 3 часов дороги), ландшафт начинает меняться на глазах, превращаясь в тропический лес. Было очень неожиданно, буквально через час дороги, увидеть в окнах поезда пальмы и крупные лиственные деревья, увешанные эпифитами. Считается, что знаменитый город Мачу-Пикчу на высокой горе (около 2400 м над уровнем моря) среди джунглей сохранился только потому, что испанцы почему-то не нашли туда дорогу, хотя такая дорога была и существует до сих пор. И по сей день по ней ходят туристы. В Мачу-Пикчу, кстати, последние обитатели жили ещё в начале 20 века. Когда этот удивительный город заново открыли в 1911 году, там жили какие-то люди, хотя было их там совсем немного. Едва ли это были прямые наследники цивилизации инков.

И вот что ещё поразительно: современный Мачу-Пикчу находится внизу, в глубокой долине реки среди крутых горных склонов, а тот древний Мачу-Пикчу находится на вершине горы, ближе к солнцу.

Археологический памятник и жемчужина мировой цивилизации — город Мачу-Пикчу. Октябрь, 2014. © Дмитрий Логунов

А вершина горы именно что исскуственно и искусно срезана, переработана на камни, из которых были сложены дома и сделаны террасы. Землю для террас возили туда на ламах. Сейчас, чтобы подняться туда снизу, нужно идти в гору по крутой дорожке около полутора километров. Есть автобус, который из нижнего Мачу-Пикчу довозит туристов до археологического памятника, куда все и стремятся.

Сам Мачу-Пикчу совсем небольшой, чуть более 500 метров в длину и 200 метров в ширину.

Во времена Империи Инков город был неким религиозным комплексом. На его территории находилась сеть из 16 ритуальных фонтанов — источников пресной воды. Сохранилось много каменных домов, преимущественно двухэтажных. Большинство без крыш (кроме реконструкций), но легко понять, как они были устроены. В домах жили, на террасах что-то выращивали. Всё, что видишь в Мачу-Пикчу, конечно, сделали и построили люди. Постройки из огромных камней, похожие на те, что мы видели в Куско, там тоже имеются. Обычно нижний слой таких строений сделан из больших камней, потом — поменьше, а потом обычная кладка из нормальных камней.

От основного уровня Мачу-Пикчу идет вертикальная скала (Вайна-Пикчу), и по её гребню идет наверх тропинка типа лесенки. Однако, туда, как оказалось, нужно было заранее покупать билеты. Была большая очередь, и мы туда не попали, хотя очень хотели.

Но самое удивительное, как мне кажется, это устойчивость древних строений, при том, что на территории Перу регулярно случаются серьезные землетрясения. Мачу-Пикчу был ориентировочно построен в середине 15 века, а значит, здешним зданиям около 600 лет. И сложены они из камней без какого-либо скрепляющего раствора, однако стоят, хотя и без крыш. Лет 15 лет назад в Мачу-Пикчу было очень сильное землетрясение, и некоторые здания слегка разрушились. Но только слегка, и они продолжают стоять и по сей день.

Слегка разрушенное здание Мачу-Пикчу после одного из землетрясений ококло 15 лет назад. При этом, как минимум одно сильное землетрясение здесь происходят каждые 6 лет. Октябрь, 2014. © Дмитрий Логунов

Питание и другие подробности

Питаться в Перу недорого, если находить правильные места. Экзотикой в питании мы не увлекались, а старались посещать маленькие кафешки и забегаловки, из тех, которые посещают местные. В таких местах простецкая еда, почти в «советском» стиле: сытно, дёшево и доступно для обычного человека. Не всегда это удавалось, но большей частью получалось. На одном плато по дороге из Арекипы до Куско зашли в придорожное кафе для дальнобойщиков. Много длинновозов и индейских мужиков рабочего вида. В этом кафе даже по-испански толком никто не говорил. Все общались на каком-то местном наречии. Но наша профессиональная переводчица сумела объясниться, её испанский они всё же слегка понимали. И там нам дали огромные блюда за очень демократическую цену: суп, большая жареная рыба и что-то ещё. Никто из нас не смог осилить порцию до конца, хотя было вкусно.

Из экзотических блюд стоит упомянуть блюдо из морской свинки, которую на местном наречии называют довольно неблагозвучным словом «куй». Мясо морской свинки считается в Перу большим деликатесом. В Кафедральном Соборе Куско имеется коллекция религиозных картин — лучших образцов местной школы живописи. Среди них есть полотно «Тайная Вечеря» кисти Маркоса Сапата (ок. 1710-1773), перуанского художника, происходившего из народа кечуа. И вот мы видим всем известную сцену из Писания: последняя трапеза Христа со своими учениками. Перед Христом — блюдо, но здесь на нем изображен не хлеб, а … приготовленная морская свинка, которую он и делит с учениками. Художник был крещёным индейцем, и морская свинка была самым ценным угощением, которое он мог себе представить.

Шедевр андского барокко: Кафедральный Собор Успения Пресвятой Богородицы в городе Куско, на центральной площади Пласа де Армас. Октябрь, 2014. © Дмитрий Логунов

Не могу не упомянуть ещё обо одном. По всему Перу продают виноградный самогон типа чачи — виноградная водка разной крепости, до 50 градусов. Единого стандарта, как мы поняли, нет. Называется такой самогон «писко».

Отведать морской свинки нам удалось не сразу — деликатес всё же — а вот разных сортов писко мы перепробовали вдоволь, чего уж скрывать. В одном ресторанчике в Куско нам, наконец, удалось отведать это экзотическое блюдо. На вкус мясо как мясо, но дороговато! Разумеется, к такому деликатесу мы также заказали бутылку писко и стали её распивать, как принято в России. Сбежался почти весь штат ресторана, чтобы понаблюдать, как мы это делаем. Судя по реакции, они так не умеют. Возможно, там принято разбавлять писко, но я не уверен в этом.

Собрать достойную «поляну» из овощей, фруктов и прочей снеди, при хорошем выборе напитков, и прежде всего писко, не составляет проблемы в любом месте Перу. Октябрь, 2014. © Дмитрий Логунов

Конечно, делиться впечатлениями, в том числе и кулинарными, от нашей поездки в Перу можно ещё очень долго. Стоит, хотя бы, вспомнить необычный напиток тёмно-вишневого цвета, как сладковатый сок, но … сделанный из чёрной кукурузы. Перу, как известно, — это центр разнообразия кукурузы. Оттуда известно более 50 официально зарегистрированных сортов. К этому стоит добавить ещё около 100 сортов и видов перца, огромное разнообразие картофеля, и т. д. Считается, что всего перуанская кухня насчитывает почти 500 различных блюд, всего не перепробовать. Да и стоит ли? Ведь, это не главное. Важно помнить, что путешествие по экзотическому региону — это шанс соприкоснуться с другим, очень далеким от нас миром и особенной культурой. И в этом мире живут такие же люди, как мы, с которыми можно не только найти взаимопонимание, но и подружиться.

Путешествуйте, общайтесь, дружите с обычными людьми из других стран, и тогда у политиков не останется возможности сеять рознь между странами и народами во имя сомнительных политических и каких бы то ни было других целей. И да пребудет с вами благодать Божья.

Отдыхать на природе любят все: слева — автор данных заметок в гамаке, справа — большеголовый капуцин (лат. Cebus cuscinus). Разве не похоже? Октябрь, 2014. © Виктор Стасевич

Материал подготовили Дмитрий Логунов и Нина Князева

Читайте также:

  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика