Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Наш двор: мажор и минор

Малую Копорскую крепость еще можно и нужно спасти

17.04.2008  -  00:00

Так «минорно» выглядит детский городок сегодня (Фото Станислава Селина)Так «минорно» выглядит детский городок сегодня (Фото Станислава Селина) «Застывшая музыка» Не уверен, что все сосновоборцы связывают день рождения нашего города с формальным актом от 19 апреля 1973 года. Я, к примеру, таким днем уже почти 40 лет считаю пронзительно-ясный день 15 октября 69­-го, когда, приехав в Сосновый Бор для знакомства с местом будущей работы, увидел сказочную — в прямом и переносном смысле — панораму двора с детским городком, названным позже Малой Копорской крепостью.

Видимо, строители совсем недавно закончили свою работу. Еще свежим лаком были покрыты светлые бревнышки частокола; деревянные, но почти не отличимые от настоящих черные пушки; скульптуры из стволов, засохших деревьев. Бревенчатые или сложенные из небольших валунов остроконечные башни; тщательно сделанный, явно с запасом прочности, подземный ход; неглубокий, но очень симпатичный бассейн для малышей, в который можно было совершенно безопасно, но эффектно съехать с высокой башни по длинному желобу,— все это так гармонично вписывалось в холмистый ландшафт, поросший соснами, что не влюбиться с первого взгляда в этот двор было невозможно. Вспомнились услышанные когда-то слова: «Архитектура — это застывшая музыка». Пусть даже это была архитектура малых форм, но, как мне тогда показалось, вполне заурядные дома, сотнями окон смотревшие с восхищением на свой двор, выглядели тоже незаурядно. Впрочем, я и сейчас так считаю. Наверное, в этом и есть суть настоящего таланта: он создает красоту, то есть гармонию форм, а она, красота, в свою очередь облагораживает окружающую среду, создавая приподнятое, мажорное настроение... Уже через полгода этот двор стал и моим тоже, а позже — и моих детей, которые считали его «лучшим двором Советского Союза». Действительно, по сравнению с казенной безликостью спальных районов того же Питера, с их унылыми панельно-бетонными сотами и тривиальными карусельками и ракетами, наш двор давал мощную прививку любви и гордости за свою «малую родину». Каждую весну, в мае, наш первый инструктор по физкультуре и спорту, незабвенный Анатолий Муранов, доставал краску и кисти, и мы, 10­15 сотрудников ГОИ, с энтузиазмом красили и расчерчивали площадки для игры в теннис и баскетбол. Летом 72-го даже провели на этих двух площадках «малую олимпиаду» в связи с проходившими тогда в Мюнхене летними Олимпийскими играми. Пожилые люди, которых, правда, было в первые годы немного, тоже комфортно чувствовали себя в этом большом, но уютном дворе. Беседка, десятки скамеек, многочисленные дорожки, окаймленные разнообразными кустарниками, всегда чистый, настоянный на хвое воздух. Большой яблоневый сад (около 40 деревьев различных сортов), купы берез, дубов, ив, сирени, высаженных и заботливо выращенных в первые, «звездные» годы нашего двора,— все это создавало атмосферу пансионата или санатория. (Хочется особо подчеркнуть, что вырастить на глубоких фильтрующих песках, где росли лишь сосны-аборигены, богатейшее растительное убранство нашего двора, было, вряд ли возможно без высочайшего профессионализма и энтузиазма ландшафтного архитектора и дендролога Л.Прозоровой. И, естественно, без всемерной поддержки тогдашних руководителей строительства города). Идиллия закончилась Но идиллическая картина первых лет уже к концу 70­-х стала разрушаться. Неожиданно самым слабым звеном оказался бассейн. Где-то что-то закупорилось. И уже мои дети в начале 80­-х, а затем еще следующие друг за другом поколения малышей вынуждены были лишь созерцать дно бассейна сквозь скапливающуюся там грязную воду или, вооружившись палкой, ходить по нему в резиновых сапогах, раздвигая плавающие доски. Конечно, постепенно ломались и исчезали пушки, растаскивались бревна частокола, из сказочных богатырей, когда-то искусно вырезанных двумя солдатами-строителями из Западной Украины, не уцелел ни один. Каменные башни одна за другой лишились своих крыш, будто их обезглавили за какую-то провинность, деревянные же, в конце концов, полностью исчезли. Словом, если то, что в наши дни осталось от былого великолепия, и можно назвать застывшей музыкой, то в лучшем случае минорной. И, как ни грустно признавать, мы, жители двора, для которых когда-то талантливый, увлеченный архитектор Ю.Савченко с многочисленными помощниками создавали сказку, не много преуспели в том, чтобы сохранить ее для следующих поколений. Неужели большинство из нас «рождены, чтоб сказку сделать былью» в буквальном смысле, а не в том, как это поется в знаменитом марше? Такие огорчительные слова можно, думается, не в меньшей степени адресовать и городским властям, конечно не только нынешним. Ведь часть объектов и элементов Малой Копорской крепости изначально не была рассчитана на многие десятилетия эксплуатации. Поэтому регулярные, хотя бы раз в три года (а не спорадические, в пожарном порядке), замены обветшалых, сломанных и растасканных фрагментов на новые, но не нарушающие существенным образом первоначального облика крепости, были бы уместны и не разорительны. Ведь костяк городка — каменная кладка башен и ограждений — неплохо сохранились, разве что нуждаются в хорошей чистке. Что касается деревянных скульптур, то в нашем городе есть и всегда были искусные мастера, резчики по дереву. Неужели нельзя хотя бы раз в 3­5 лет заказывать и устанавливать новую скульптуру вместо утраченной? А что власти? Конечно, власти не позавидуешь. Ей, как водится, не всегда везет с народом, то есть с нами и с нашими детьми. Дети что-то постоянно ломают, взрослые не всегда этому препятствуют, а порой вносят и свой весомый «вклад». И, как обычно, нет денег. Что ж, на первую реплику ответить легко: неужели люди, идущие во власть, не знали нас, своих земляков, своих соотечественников? И ей ли не знать, что именно архитектурная ткань города в немалой степени формирует его жителей, в первую очередь — детей, особенно восприимчивых к красоте? А денег не будет хватать всегда, по определению. Ведь экономика — это наука о распределении ограниченных ресурсов. Представляется бесспорным, что искусство руководителей как раз и состоит в том, чтобы выстроить приоритеты для эффективного использования этих самых ресурсов. А что одним из главнейших приоритетов должно быть сохранение и сбережение того лучшего, что создано предыдущими поколениями, особенно для детей,— это аксиома цивилизованного общества. Пусть даже в нашем городе уже давно другая, более «импозантная», визитная карточка. М.Свечников От редакции. По крайней мере, одна «мажорная» новость все-таки есть: городская администрация выделяет средства на реконструкцию детского городка.
  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика