Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Шепелёвский маяк: место, где отдыхает тело и душа

Досье-обзор подготовлен в рамках проекта «Живые памятники»

14.06.2021  -  10:07

Шепелёвский маяк расположен примерно в 15 километрах к северу от Соснового Бора, на берегу Финского залива. Живописная природа и романтичный вид маяка, устремленного в открытое море, привлекает множество туристов из Петербурга и Ленинградской области. Шепелёвский маяк является обязательным пунктом любой экскурсии по ленинградским маякам, любого автомобильного или пешеходного маршрута вдоль южного побережья Финского залива.

Шепелёвский маяк: место, где отдыхает тело и душа
Шепелёвский маяк: место, где отдыхает тело и душа
Этот материал — часть медиапроекта по интересным местам Соснового Бора «Живые памятники».
Название: Шепелёвский маяк

Дата появления: 1910 год.

Местоположение: Ленинградская область, Ломоносовский район, Каравалдайский полуостров, Шепелёвский мыс. Координаты: 59.985736, 29.127140.

Описание

Согласно сведениям Юрия Григорьевича Шухина, полковника в отставке, инженера, эксперта Управления навигации и океанографии Министерства обороны РФ, башня Шепелёвского маяка построена из красного кирпича, а восьмигранный цоколь отделан «диким камнем» из мелкозернистого серого гранита. Высота башни — 38,4 м; диаметр ствола башни — от 5,4 до 4,6 м. Внутри маяка есть помещение диаметром 3 м по всей длине башни. К фонарю от основания ведет винтовая лестница.

На самом верху башни установлен маячный аппарат, вокруг него — штормовое остекление: 14 прямоугольных зеркал каждое толщиной по 8 мм, размещенных в два ряда. Шесть зеркал со стороны берега заменены глухими щитами. На самом верху башни, над фонарем — купольная крыша с дефлектором, молниеприемником и флюгером. По последним данным, на маяке установлен автоматический светооптический аппарат марки АСА-500 с электролампой марки ММ 110 х 500 мощностью 500 вт. Маяк дает две долгих вспышки каждые 16 секунд, белого и красного цвета, в зависимости от угла наблюдения. (Чтобы рассмотреть верхушку маяка получше, нажмите на фото).

На территории маяка, которая сейчас закрыта для свободного посещения, есть несколько зданий: караульный дом, склад имущества, каменный сарай, а также современные постройки, необходимые для функционирования маяка и соседствующей с ним радиобашни. За пределами закрытой территории, к юго-западу от маяка, находится старая наблюдательная вышка.


История

Хотя здание Шепелёвского маяка в его настоящем виде существует только с начала XX века, первые навигационные знаки на его месте появились еще при Петре I. То, что сейчас называется Каравалдайским полуостровом, раньше было островом Горавалдай (а также Горивалдай, Гора-Валдай). Это название, по мнению исследователей, пошло от финно-угорского слова «Harjavalta», что означает «волость, построенная на возвышенности». Свое современное название Шепелёво получило в XVIII веке, когда эти земли были переданы в имение генерал-майору Степану Шепелёву.

Для навигации судов на острове, отделенном от материка протоком (ныне не существующим), зажигались огни, а в 1840-х года там впервые построили башню. Согласно документу под названием «Описание маяков, башен и других предостерегательных для мореплавателей знаков Российской Империи, издание 1845 года» на Шепелёвой горе была установлена четырехгранная конструкция, выкрашенная в белый цвет, высотой 13,7 м, возвышающаяся над уровнем моря более чем на 50 метров.

История нынешнего здания Шепелёвского маяка началась в 1907 году, когда Строительной частью Морского Технического комитета Морского министерства был утвержден его проект. В 1908 году начинаются строительный работы и объявляется конкурс на поставку маячного аппарата. Победителем вышла французская компания «Barbier, Benard & Terenne», которая сконструировала оптический аппарат системы Френеля 3 разряда большой модели типа «Молния» (feu éclair) с группой из трёх проблесков.

В 1909 году была построена башня маяка, а также несколько зданий: караульный дом, где жил смотритель маяка, кладовая, ледник, баня и дровяной сарай. В 1910 году на башню установили фонарь и маячный аппарат, и Шепелёвский маяк начал свою службу. Красный свет маяка освещал Лондонскую отмель, белый светил в сторону Большого корабельного фарватера. Огонь маяка можно было увидеть с расстояния в 17,4 мили — это около 32 км.


В 1936 году рядом с Шепелёвским маяком появляется круговой морской радиомаяк, для которого было построено отдельное здание. До нынешних дней он не сохранился.

В годы Великой Отечественной войны маяк находился в пределах Ораниенбаумского плацдарма. С него начиналась «Малая дорога жизни» — ледовая дорога длиной 71 километр, которая использовалась для снабжения защитников островов Сескар и Лавенсари (сейчас — остров Мощный). В 1945 году Шепелёвский маяк снова начал функционировать в полном объеме. Во время блокады удалось выявить несколько дефектов здания, вызванных нарушениями проекта. В то же время была проведена инженерно-геологическая экспертиза грунта. Устранением дефектов занялись уже после войны.

На фото: одно из сохранившихся исторических зданий маячного комплекса.


30 ноября 1945 года на маяке был установлен сигнальный колокол, а с мая 1946 года снова заработала сирена с дальностью действия до 7,5 км.

В послевоенные годы Шепелёвский маяк постепенно модернизируется и ремонтируется. В 1954 году маяк был переведен на электрическое освещение. В 1958 году была возведена 115-метровая бетонная стена, защищающая маячный комплекс от затопления. В 1980 году ее продлили на 71 метр и в некоторых местах сделали выше.

В 60-е годы здания и сооружения маяка подверглись различным ремонтным работам, а через протоку был построен деревянный мостик. На маяке в 1967 году был установлен наутофон и упразднена сирена. В 1976 году упраздняется колокол, а в 1980 — и наутофон.

На фото: сейчас Шепелёвский маяк находится на закрытой военной территории, огороженной забором с колючей проволокой.


В 1978 году завершается масштабная реконструкция Шепелёского маяка, выполненная силами военных строителей — в/ч 73667 (УНР-118). На его территории был построен Навигационно-гидрографический полигон для испытания опытных образцов маячной техники. Были возведены и введены в эксплуатацию новые здания и сооружения: от двухэтажного жилого дома до гаражей и энергопавильона. Также на территории были проведены коммуникации: отопление, ЛЭП, канализация, водоснабжение, телефон, радиотрансляционная сеть и охранная сигнализация; были построены дороги. В конце 80-х годов были произведены работы по укреплению берега.

На текущий момент Шепелёвский маяк находится на закрытой территории. Все находящиеся там постройки, включая сам маяк, находятся в ведении Министерства обороны РФ и недоступны для свободного посещения. В непосредственной близости установлена башня-радар системы управления движением судов высотой 75 метров.

У маяка до сих пор есть смотритель.

На фото: Шепелёвский маяк стал местом притяжения для множества туристов. Особенно к нему любят приезжать молодые пары — такие, как эта, которая согласилась немного попозировать.


Поделитесь:
Яндекс.Метрика