Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
*Поля, обязательные для заполнения.
Многие сосновоборцы знают эти места за городским «Водоканалом» — ходили по длинным уходящим в море каменным грядам на рыбалку или просто погулять. Но не многие задумывались о происхождении этих протяженных валов из камней. Пройдя по ним, Вячеслав Сальков профессиональным взглядом опытного морехода отметил ряд признаков, которые убедили его не только в искусственности этих насыпей, но и в их назначении. Он не сомневается, что в древности здесь был аванпорт, который мог использоваться, как база для связей с прибрежными поселениями, в том числе — с крепостью Копорье. По его словам, портовые сооружения: волнолом и искусственная гавань могли быть созданы скандинавами.
Насыпь предполагаемого аванпорта, вид с правой (внешней) стороны
«До сих пор хорошо прослеживается обваловка валунами остатков гавани и волнолома. Подобные сооружения я видел не раз во время походов на яхте по Балтийскому морю. Такие есть, к примеру, на островах Сескар и Гогланд», — утверждает яхтсмен.
Вячеслав Сальков у портовой насыпи на острове Сескар (конец 1970-х годов, фото из архива В. Салькова)
В пользу своего предположения он приводит космические снимки местности со спутников. Действительно, сверху очертания каменных гряд сильно напоминают аналогичные искусственные гавани в портовых комплексах.
Космический снимок предполагаемого аванпорта. В правом нижнем углу — современный городской пирс, в левом верхнем — остатки аванпорта
Есть и другие свидетельства развитого судоходства в старину в наших краях.
Известно, что несколько веков назад река Коваш (недалеко от современного устья которой и находятся остатки предполагаемого аванпорта) была гораздо полноводнее и имела иное русло. Судя по старинной карте Якоба Шмидта (1770 год), у реки было настолько широкое устье, что оно само по себе напоминало бухту, в которой, кстати, на карте прорисовано даже несколько островов.
Река Коваш с широким устьем и островами в нем на карте Якоба Шмидта 1770 года
Устье реки Коваш на дореволюционном фото (источник фото: Волостной музей)
Также известно, что река Глуховка, которая считается старицей Коваша, даже не в столь далекие послевоенные времена имела чистую воду и в ней в большом количестве ловили рыбу. И в те послевоенные времена старожилы рассказывали детям, что еще раньше Глуховка была столь глубока, что в нее даже заходили небольшие корабли. Их сушили и ремонтировали на больших полянах, которые сохранили «морские» названия: наволоки (от того, что на них выволакивали суда).
По словам Вячеслава Салькова, когда в деревне Устье, которая тогда она еще не была, как сейчас, частью Соснового Бора, строили мост (нынче он ведет к мемориалу), при работах были обнаружены многочисленные остатки деревянных судов. Об этом ему рассказывал участник строительства бывший капитан дальнего плавания житель Устья Николай Лукин.
Что касается науки, то есть мнение исследователей (И. П. Шаскольский, Г. С. Лебедев) о том, что основной маршрут водного пути скандинавских судов к устью Невы следовал как раз вдоль южного побережья Финского залива. Он также проходил вдоль цепочки островов, в том числе: Большой Тютерс, Гогланд, Мощный, Сескар, Котлин. Копорская губа с выступающим Устьинским мысом (на котором и обнаружены следы предполагаемого аванпорта) расположена как раз по пути от Сескара к Котлину. Клады монет эпохи викингов были обнаружены в Петергофе, Мартышкино, а также на окраинах Ижорского плато, приближенных к южному берегу Финского залива (статья П. Е. Сорокина «О мореплавании на Балтике и Финском заливе в Средневековье»)
Не исключено, что если бы на территорию в районе устья Коваша обратили внимание ученые, нашлись бы и вещественные доказательства существования аванпорта, и, даже, возможно, пребывания здесь викингов, а значит подтверждение очень древней и славной истории наших мест.
В находке остатков старинной гавани в этих местах нет ничего удивительного. Ведь и в наше время именно это место (по соседству) выбрано для сооружения городского пирса. Не все знают, что пирс здесь располагался еще задолго до революции 1917 года. Причем к нему вела узкоколейная железная дорога, которая была проведена от Калищенского стекольного завода (она проходила там, где теперь проходит улица Комсомольская).
В 80-е годы 20 века этот пирс был реконструирован, и Вячеслав Сальков принимал в этом самое непосредственное участие. Как руководитель яхтклуба ЛАЭС, он был заинтересован в существовании хорошего пирса, куда могли бы причаливать яхты.
«Взяли старую документацию по пирсу на Ручьевском рыбокомбинате, — рассказывает он. — И мы стали оборудовать пирс. Сделали гидрографическое обследование гавани, промеры глубин, затем сделали дноуглубление с правой стороны. Сначала там работал подводный японский бульдозер, а потом землечерпалки. Кстати, при работах нашли там остатки старинной деревянной баржи. Потом строители забили сваи, укрепили пирс, провели к нему дорогу. Работы финансировала ЛАЭС (пирс и по сей день находится в ведении ЛАЭС), а строить помогал весь город». Сосновоборский яхтклуб действовал при ЛАЭС много лет. Более того, при яхтклубе активно работала детская парусная секция. Инвентарь, эллинги для его хранения, учебные классы — всё было. Но, к сожалению, сейчас от всего яхтклуба остались только четыре яхты.
Однако сосновоборский пирс и в наше время принимает регаты. В последний раз — всего год назад — в августе 2019 года — в Сосновом Бору прошел второй этап Санкт-Петербургской парусной недели. В рамках этого этапа был проведен Чемпионат России в классе яхт «Л-6». В среде яхтсменов есть большой интерес к нашему пирсу и к возможностям его развития — ведь здесь удобный выход прямо в залив.
Сосновый Бор принимает регату в 2019 году
Вплотную к пирсу и предполагаемому аванпорту располагается сосновоборский Приморский парк, по территории которого как раз и проходит старица Коваша река Глуховка.
«Если грамотно подойти к планировке и обустройству Приморского парка, можно сделать здесь настоящую туристическую «жемчужину», — считает Вячеслав Сальков. — Только надо делать все правильно, по-научному, с предварительным гидрографическим обследованием Глуховки и ее последующей очисткой, с привлечением специалистов, которые имеют опыт планировки приморских территорий. Надо обустраивать Приморский парк не по «кусочкам», как делают сейчас, а по комплексной программе, как настоящий туристический кластер. Должен быть генеральный план развития этой территории. И, конечно, в том, чтобы повернуться к Приморскому парку «лицом» очень важна инициатива местных властей. Нашим ландшафтом надо гордиться, сохранять его и разумно использовать — ведь далеко не везде на Балтике можно найти такие красивейшие места».
Вид на городской пирс и Ленинградскую АЭС сайт со стороны предполагаемого аванпорта
Стоит напомнить, что Сальков уже не первый год бьется за Приморский парк. Неоднократно он принимал участие в проекте «Я планирую бюджет» и даже побеждал в нем со своей инициативой очистки реки Глуховки. Но даже этот первый шаг пока так и остается мечтой.
Приморский парк, вид на реку Глуховка
При этом ежегодно в Сосновый Бор поступают огромные средства на благоустройство территорий. Да, конечно, многое в городе становится лучше. Но хочется верить, что дойдет очередь и до Приморского парка. И не в виде «кусочничанья» в плане создания здесь — дорожки — там — площадки… А в виде грамотной комплексной планировки именно как историко-природно-спортивного туристического кластера с морской направленностью, в комплексе с прилегающей прибрежной территорией. Такой кластер привлек бы к нам сердца множество людей и дал новое дополнительное направление для развития нашего города.
Подготовила Нина Князева